Yes – Fragile 1971 and Close To The Edge 1972

 Неофициальное издание российской фирмы SomeWax Recordings (SW125-2) в рамках серии "Фонотека меломана". На самом компакт диске утверждается , что изготовление было произведено ООО "Юрфорт" по Лицензии МПТР России ВАФ № 77-121. Матричный код SW-125-2 YES-FRAGILE/CLOSE TO THE EDGE. SomeWax считался "серым" бутлег-лейблом. В начале 2000-х годов они  выпустили множество вечнозеленых рок-альбомов и коллекций. Лейбл закрылся в 2007 году. Общество с ограниченной ответственностью "ЮРФОРТ" даже имело собственные SID коды IFPI ZG24 - IFPI ZG31 и выпускало вполне официальные издания российских и зарубежных исполнителей, главным образом - очень известных.

"Фонотека меломана" была большой и солидной серией с количеством выпусков более 300, и хорошим полиграфическим оформлением. Так этот компакт "два альбома в одном диске" имел 12 страничный буклет на железных скрепках с текстами песен и фото музыкантов. Вышел в 2002 году.

Fragile - четвертый студийный альбом английской прогрессив-рок-группы Yes, выпущенный 12 ноября 1971 года лейблом Atlantic Records. Это был первый альбом группы с участием клавишника Рика Уэйкмана, который заменил Тони Кея после того, как группа закончила гастролировать со своим прорывным альбомом The Yes Album (1971).

Yes - Roundabout

Fragile знаменует собой начало долгого сотрудничества группы с английским художником Роджером Дином, который будет оформлять обложки многих их будущих альбомов, их логотип и декорации для концертов. В 1971 году Дин представил портфолио Филу Карсону, тогдашнему европейскому генеральному менеджеру Atlantic Records, который сказал, что свяжется с Дином по поводу работы, когда одной из его групп понадобится исполнитель кавер-версий, и тот согласился.

Прежде чем приступить к работе над обложкой, Дин придумал миф о сотворении мира, повествующий о ребенке, которому приснилось, что они живут на планете, которая начала разрушаться, поэтому они построили "космический ковчег", чтобы найти другую планету для жизни, а обломки забрать с собой. Дин знал, что название альбома описывает "психику" группы в то время, что повлияло на его "очень буквальный" дизайн хрупкого мира бонсай, который вот-вот должен был разрушиться. Группа пожелала, чтобы на ней было изображено разбитое фарфоровое изделие, но в итоге Дин в качестве компромисса разделил планету на две части. Дин выпустил три варианта обложки с изображением планеты в зеленом, красном и синем цветах, пытаясь "добиться правильного внешнего вида". Бруфорд считал, что Дин "блестяще воплотил эту идею [идею хрупкости] в пророческом образе хрупкой планеты Земля, с последствиями воздействий на хрупкую экосистему". Дин продолжил повествование в своих иллюстрациях к первому концертному альбому Yes, Yessongs (1973), но к тому времени его стиль изменился, и планета больше не выглядела хрупкой, как в оригинале.

В сопроводительном буклете альбома есть еще две картины Дина: на передней обложке изображены пять существ, спрятавшихся под корневой системой, а на обратной - человек, взбирающийся на скалу. На внутренней стороне есть несколько фотографий группы, а также страница, посвященная каждому участнику, с иллюстрациями меньшего размера и фотографиями их жен и детей. На странице Андерсона есть короткое стихотворение, а на странице Уэйкмана - список благодарностей, в том числе Моцарту, пабу "Белый медведь" в Хаунслоу и футбольному клубу "Брентфорд" 

Альбом изначально задумывался как двойной с сочетанием студийных и концертных треков. Репетиции проходили в августе 1971 года в небольшой студии на Шепард-маркет в Лондоне. Когда началась запись, Кей неохотно выходил за пределы органа Хаммонда и фортепиано и не хотел играть на новых инструментах, Меллотроне и синтезаторе Moog, что вызывало художественные разногласия со своими коллегами по группе, особенно с Андерсоном и Сквайром. Кей был уволен из Yes и по настоянию менеджера Брайана Лейна отказался от своих гонораров за первые три альбома в обмен на денежную сумму около 10 000 долларов. Замену ему быстро нашли в лице Рика Уэйкмана, пианиста с классическим образованием и опытом игры на самых разных клавишных инструментах. Уэйкман был участником фолк-рок-группы Strawbs и востребованным сессионным музыкантом. Ему предложили место в гастролирующей группе Дэвида Боуи в тот же день, когда его пригласили присоединиться к Yes, но он выбрал Yes из-за возможности большей творческой свободы. Он узнал, что группа собирается вернуться в США для очередного тура, и сначала наотрез отказался, но быстро понял, что упускает выгодное предложение, и согласился. Уэйкман вспоминал, что основа "Roundabout" и "Heart of the Sunrise" была разработана к концу его первого дня работы с группой. Сквайр рассказал об этой первой сессии: "Это ознаменовало первое реальное появление на альбоме синтезаторов Mellotron и Moog — мы добавили колорит этих инструментов в композицию, которую, по сути, уже разработали". Уэйкман был удивлен, увидев, как часто группа спорила между собой, и в какой-то момент, вскоре после его прибытия, подумал, что они собираются разойтись . Запись проходила в августе и сентябре 1971 года в Advision Studios с использованием 16-дорожечного магнитофона. Эдди Оффорд, который работал звукорежиссером в "Time and a Word" (1970), взял на себя эту роль, разделяя с группой обязанности продюсера. Rolling Stone сообщил, что продюсирование альбома обошлось в 30 000 долларов. По словам Майкла Тейта, пиар директора группы, Лейн придумал название альбома, разговаривая по телефону с "каким-то парнем из прессы", интересовавшимся этим вопросом: "Он просматривал несколько фотографий с концерта в Кристал Пэлас, увидел мониторы перед сценой и, как и на всем снаряжении, на обратной стороне у них был штамп "Хрупкий (Обращаться с осторожностью )"". Бруфорд утверждал, что на самом деле это он предложил это название, потому что считал, что в то время группа была "хрупкой". Во время записи, Уэйкман вспомнил, как в студию приводили детей, чтобы посмотреть, как они играют.

Fragile содержит девять треков; четыре из них "аранжированы и исполнены группой", а остальные пять - "индивидуальные идеи, лично аранжированные и организованные" пятью участниками, как описано во вкладыше. Сквайр объяснил, что такой подход был необходим отчасти для экономии времени и снижения студийных расходов: "Нам нужно кормить много ртов. Рик (Уэйкман).. Когда он присоединился, ему пришлось купить огромное количество нового оборудования, и все это стоило гораздо больше денег, чем люди себе представляют". По словам Бруфорда: "Были бесконечные дискуссии о том, как можно использовать группу... Я почувствовал, что мы могли бы использовать всех пятерых музыкантов по-разному... И я бодро заявил: "Почему бы нам не заняться чем—то индивидуальным, чтобы каждый из нас использовал группу для воплощения своих музыкальных фантазий? Я буду режиссером, дирижером и маэстро в течение дня, затем ты запишешь свой трек и так далее". Уэйкман прокомментировал структуру альбома так: "Некоторые критики подумали, что это просто флешмоб. Идея, стоявшая за этим, заключалась в том, что мы понимали, что к группе придет много новых слушателей. Они могли бы узнать, в чем заключается вклад каждого отдельного музыканта".

Альбом Fragile был встречен в основном положительно после его выхода. Журнал Billboard включил альбом в свою рубрику "Billboard Pick", назвав его "ярким, успокаивающим, шумным, безмятежным и блестящим в инструментальном отношении", а вокал Андерсона - "восхитительно заискивающим". В своей рецензии для Rolling Stone Ричард Кромелин отметил "великолепные мелодии альбома, интеллектуальные, тщательно проработанные, постоянно удивляющие аранжировки, лаконичное и энергичное исполнение" и "загадочные, но вызывающие воспоминания тексты", но отметил, что Yes "склонны поддаваться синдрому показухи". Их музыка (особенно "We Have Heaven") часто кажется рассчитанной только на то, чтобы произвести впечатление, и слишком старается привлечь к себе внимание". Курт Уайт в рецензии на альбом The Daily Reporter назвал Уэйкмана "очень талантливым органистом". Он назвал "Roundabout" лучшей композицией альбома, "восьмиминутным шедевром, сочетающим необычный ритм и музыку". Он отмечает, что, несмотря на свои "ограничения и недостатки", Fragile остается "интересным и доставляющим удовольствие". 

20 ноября 1971 года Melody Maker дал неоднозначный отзыв. Она начиналась словами: ""Fragile", кажется, никуда не ведет и не имеет никакой темы, кроме демонстрации технических возможностей "Yes"... Так было до "Heart of the Sunrise". Все это слишком похоже на упражнения, умные и красиво сыгранные". Рецензент похвалил "Roundabout" за гитарную работу Хоу и сравнил ее стиль с "Yours is No Disgrace" с альбома Yes. Эд Кехеллер из журнала Circus Magazine резюмировал свой отзыв об альбоме словами: "Fragile, несомненно, является их самым сплоченным и смелым начинанием".

В 2005 году "Fragile" был включен в музыкальный справочник "1001 альбом, который вы должны услышать, прежде чем умрете". В своей рецензии для AllMusic Брюс Эдер поставил альбому пять звезд из пяти возможных. Он пишет: "Fragile стал прорывным альбомом Yes, который за считанные недели превратил их из культового коллектива в международное явление; не случайно, он также ознаменовал момент, когда все элементы музыки (и не только), которые определяли их успех на протяжении более десяти лет, встали на свои места полностью сформировавшийся. Элементы научной фантастики и фэнтези , которые легли в основу более успешных песен ... Альбом Yes был представлен здесь гораздо более масштабно, и не только в музыкальном плане, но и в оформлении альбома: обложка, оформленная Роджером Дином, сама по себе была захватывающим произведением, которое, казалось, имело отношение к музыке и привлекало внимание покупателя так, как мало кто из записей со времен расцвета психоделической музыки. era могла бы сравниться". В 2014 году читатели журнала Rhythm признали его шестым величайшим альбомом для игры на барабанах в истории прогрессивного рока.

Он стал более коммерчески успешным, чем его предшественник, достигнув 4-й строчки в американском чарте лучших пластинок Billboard и 7-й строчки в британском чарте альбомов. В рамках тура Fragile Yes отыграли более 100 концертов по всей Великобритании и США, во время которых они стали хедлайнерами. Отредактированная версия "Roundabout" была выпущена синглом в США в январе 1972 года и достигла 13-го места в Billboard Hot 100. Альбом Fragile был сертифицирован как платиновый в Великобритании Британской фонографической индустрией (BPI) и дважды платиновый в США Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии (RIAA), где было продано более двух миллионов копий. 

Yes - Siberian Khatru

Close to the Edge - пятый студийный альбом английской прогрессив-рок-группы Yes, выпущенный 8 сентября 1972 года лейблом Atlantic Records. Это их последний альбом 1970-х годов с оригинальным барабанщиком Биллом Бруфордом, который счел создание альбома очень трудоемким и сам не смог предложить удачных идей, что повлияло на его решение присоединиться к King Crimson после заверения записи.

После того, как альбом Fragile получил признание критиков и стал коммерческим хитом, а также после гастролей в поддержку альбома, Yes объединились с инженером Эдди Оффордом для записи следующего альбома. 

  Бруфорд придумал название альбома, "Близко к краю", чтобы отразить состояние группы на тот момент.

К июню 1972 года Yes подготовили песни для альбома и вернулись в студию  Advision для его записи. Эдди Оффорд, который работал с Yes со времен Time and a Word (1970) и микшировал их живое звучание в туре The Fragile, взял на себя роль звукорежиссера и продюсера, Поработав над живым звучанием группы, Оффорд захотел воссоздать в студии то приподнятое настроение, которое группа испытывала в те вечера, когда они хорошо выступали на концертах. Чтобы попытаться это сделать, он попросил их выездную бригаду построить в студии большую сцену, на которой группа могла бы выступать; он отметил, что барабаны Бруфорда резонировали с деревянной платформой и придавали звучанию группы "более живое звучание". В студии также размещалась похожая на будку конструкция из деревянных досок, в которой выступал Хоу, чтобы еще больше улучшить свое звучание. Однажды группа решила использовать определенный дубль для трека, но поняла, что уборщики студии выбросили кассету в мусорное ведро. За пределами студии началась возня с мусорными баками, и недостающий фрагмент был найден и вставлен в мастер-версию. Примерно в середине записи Андерсон решил вернуться домой пешком после одной изнурительной сессии, закончившейся на рассвете. По прибытии он расплакался, потому что решил, что "теперь он может официально называть себя музыкантом", и написал это в графе о профессии в своем паспорте, которую до этого оставлял незаполненной.

В течение месяца, проведенного в Advision, репортер Melody Maker и биограф группы Крис Уэлч наблюдал за ее работой. Уэлч описал напряженную атмосферу в сочетании со "вспышками анархии" со стороны Бруфорда, Хоу и Уэйкмана и разногласиями между участниками после того, как был завершен один микс песни. Уэлч чувствовал, что группа не является единым целым, поскольку Андерсон и Хоу были единственными, кто знал, в каком направлении должен развиваться альбом, а остальные добавляли кусочки "к огромной звуковой мозаике". Уэйкман и Бруфорд, по мнению Уэлча, остались "сторонними наблюдателями" в этом вопросе. Хоу считал, что основным источником напряженности были отношения между Сквайром и Бруфордом, особенно когда Сквайр предложил Бруфорду изменить свою игру на барабанах, чтобы приспособить басовые партии, которые Сквайр хотел исполнять.

Бруфорд считал, что в  "Close to the Edge" ему было особенно трудно сочинять и записывать вместе с остальными участниками группы, называя этот процесс мучительным и похожим на "восхождение на Эверест". Он был разочарован веселой, диатонической музыкой группы и отдавал предпочтение более джазовым и импровизационным композициям.  Это стало проблемой в подходе группы к сочинению и записи, поскольку каждая часть трека проигрывалась и обсуждалась раздел за разделом. Бруфорд сказал: "Для демократических выборов были задействованы все инструменты, и каждый должен был провести избирательную кампанию по каждому вопросу. Это была ужасная, невероятно неприятная и невероятно тяжелая работа". Сквайр часто становился  источником недовольства Бруфорда, из за  его частых опозданий на репетиции и его стиль работы. Андерсон постоянно поощрял Бруфорда к написанию материала, за что он был благодарен ему много лет спустя, но к тому времени, когда запись была завершена, он чувствовал, что сделал все возможное для "Close to the Edge" и не мог предложить лучших аранжировок. "И тогда я понял, что мне нужен глоток свежего воздуха", и я покинул группу.

"Близко к краю" имел конверт с разворотом, тоже разработанный и проиллюстрированный Роджером Дином. . Это ознаменовало первое появление логотипа группы bubble, размещенного поверх простого дизайна обложки с линейным цветовым градиентом от черного к зеленому. Дин придумал логотип без ведома группы и до того, как они начали работу над Close to the Edge. Он набросал его во время поездки на поезде из Лондона в Брайтон с мыслью, что эти три буквы можно было бы соединить "интересным образом". Когда Дин приехал в Брайтон, он уже закончил ее. Дин предложил оформить заглавную букву серебряным шрифтом, как на традиционной книге, но это так и не воплотилось в жизнь. Логотип был описан им как "каллиграфический колофон".

В своем первоначальном дизайне Дин хотел, чтобы альбом напоминал книгу с золотым тиснением и имел текстуру кожи, поскольку у него было много альбомов для рисования в кожаном переплете. Вдохновение для создания картины Дин почерпнул во время посещения Хэйтакса, высокого холма в Озерном крае. Он сфотографировался на его вершине, наблюдая за множеством окружающих его озер. "Я представлял себе это озеро как нечто более величественное [...] Как оно могло удержаться на вершине горы?" На обложке представлены фотографии группы и Оффорда, которые были сделаны Дином и Мартином Адельманами, игравшими с Squire в конце 1960-х годов в составе The Syn.  Текст для обложки и текстовая часть в целом  были написаны Дином от руки. 

Центральным элементом альбома является 18-минутный заглавный трек, текст которого вдохновлен романом Германа Гессе "Сиддхартха". Вторая сторона содержит два неконцептуальных трека: "And You and I", написанную в стиле фолк, и сравнительно простую рокерскую "Siberian Khatru". На обложке альбома, оформленной Роджером Дином, впервые появился логотип группы "bubble".

"Close to the Edge" был выпущен 8 сентября 1972 года в Великобритании и 13 сентября 1972 года в США, через шесть недель после начала мирового турне группы в поддержку альбома в 1972-73 годах. Он стал их самым большим коммерческим успехом с момента основания, достигнув 3-й строчки в чарте Billboard 200 в Соединенных Штатах и 4-й строчки в UK Albums Chart. В Нидерландах альбом занял первое место. Альбом получил 450 000 предварительных заказов в Соединенных Штатах. 30 октября 1972 года Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA) присвоила альбому золотой сертификат за 500 000 проданных копий в Соединенных Штатах. Владелец Atlantic Records Ахмет Эртегун вручил группе награду "Золотой диск" в ресторане в Нью-Йорке 20 ноября, где их менеджер Брайан Лейн объявил о новом пятилетнем контракте группы с Atlantic. Альбом продолжал продаваться и 10 апреля 1998 года был сертифицирован как платиновый за один миллион проданных копий.

"Close to the Edge" стал самым большим коммерческим успехом группы на момент выхода, достигнув 4-го места в Великобритании и 3-го в США, где было продано более миллиона копий. Турне в поддержку альбома в 1972-1973 годах включало более 90 концертов по всему миру и ознаменовалось дебютом барабанщика Алана Уайта, который присоединился к группе за три дня до его начала. Он переиздавался в 1994, 2003 и 2013 годах; в последний релиз вошли ранее не издававшиеся треки и новые миксы со стереозвуком и объемным звучанием 5.1. С тех пор альбом Close to the Edge получил широкое признание критиков; в 2020 году он занял 445-е место в списке "500 величайших альбомов всех времен" по версии журнала Rolling Stone