Josh Smith – Bird of Passage

 О Джосе Смите и о его альбоме Bird of Passage. Перевод выдержек из интервью Джоша Смита Марти Гюнсеру в журнале Bluesblast 22 декабря 2022 года 


"Вундеркинды приходят и уходят . Некоторые исчезают во взрослом возрасте. Другие становятся звездами сами по себе. Но Джош Смит из Лос-Анджелеса сделан совсем из другого теста. Признанный одним из лучших гитаристов на планете, за свою карьеру он выпустил около десятка высоко оцененных альбомов.

Smith - Doublecross

Признанный талант в подростковом возрасте, когда Джимми Тэкери описал его как “всего в трех разбитых сердцах от того, чтобы стать настоящим гитарным гением”, Джош продолжил исполнять это пророчество, выпустив около дюжины высоко оцененных альбомов, собственную линейку шестиструнных инструментов, педалей, обучающих книг и многого другого.

Даже сегодня, после того как журнал Guitar Player назвал его одним из 30 лучших блюзовых исполнителей в мире, он все еще остается в тени, в настоящее время являясь музыкальным директором Джо Бонамассы, а также его партнером по студии звукозаписи.

Родившийся 7 октября 1979 года в Миддлтауне, штат Коннектикут, но выросший в Пембрук-Пайнс, штат Флорида, где семья пустила корни, когда ему было два года. Сын родителей, которые оба получили образование психологов, но в конечном итоге стали владельцами ресторанов в центре Форт-Лодердейла после того, как разочаровались в рутине своих предыдущих должностей, управляя парой закусочных, которые закрывались рано, что позволяло проводить время с семьей дома. ”Мне повезло, что у меня была их коллекция пластинок", “ отмечает Джош. “Им нравилась хорошая музыка”.

Отец Джоэл был глубоко увлечен блюзом - особенно Альбертом, Би Би и Фредди Кингом, Мадди Уотерсом и Хаулином Вулфом - и тоже любил Allman Brothers, Rolling Stones и Beatles. И у него было достаточно джазовых альбомов с величайшими хитами, чтобы пробудить интерес его сына - "Round Midnight" Телониуса Монка, "Kind of Blue" Майлза Дэвиса и "Giant Steps" Джона Колтрейна – тоже. Мама Джейн была любительницей R and B и соул-звуков Stax и Motown..

“Я получил свою первую гитару в возрасте трех лет 11 октября 1982 года, в день рождения моей сестры Линдси”, - говорит Смит. “Есть много фотографий, на которых я таскаю её по дому и пытаюсь разобраться в ней. И из того, что мне рассказали мои родители, я попросил водить меня на уроки гитары, когда мне было шесть . Первая попытка привела их в музыкальную школу, принадлежащую Yamaha, которая оказалась мгновенным разочарованием. После одного-единственного урока инструктор попытался убедить родителей купить гитару получше вместе со стопкой учебных книг, что отец Джоэл сразу же счел неправильным.

После поиска по объявлениям родители в конце концов заручились услугами недавнего выпускника Университета Майами, энтузиаста джаза по имени Рино. Это оказался отличный выбор В дополнение к обучению Джоша всему основному, он также начал давать ему бесценные начальные уроки теории музыки .

На протяжении всей его юности, настаивает Смит, родители всегда поддерживали, но никогда не давили, когда он шел своим путем – хотя это правда, что они угрожали спрятать его шестиструнку, если он не справится с домашним заданием - что на самом деле не было проблемой, потому что он был отличником.

В мире, где в то время доминировал хэви-метал, Джош некоторое время подражал своим рок-героям Эдди Ван Халену и Стиву Ваю. Но чем больше блюза и джаза он слушал дома, тем больше его интерес менялся в другом направлении. Он был так влюблен в гитару, что практиковался с того момента, как вернулся домой из школы, и до самого отхода ко сну. И когда он пытался играть с другими детьми, он часто разочаровывался, обнаруживая, что они не могут играть на его уровне и не интересуются той же музыкой.

Три года спустя Джош перешел к своему последнему инструктору, Томми Ли Страйдеру, рокеру, который взял его учебу в другом направлении – отношения, которые закончились, когда Смиту было 12 лет, когда друзья семьи пригласили его начать играть “Wild Thing” и “Луи-Луи” на домашних вечеринках и в ночных клубах.

Где-то в начале своего обучения Джош узнал, что музыканты второго плана так же важны, как и хедлайнеры. “Меня очаровали не только исполнители главных ролей”, - вспоминает он. “Слушая все эти записи Stax и слушая, как Стив Кроппер играет все эти партии или Джимми Нолен играет с Джеймсом Брауном ... я начал понимать, что все эти вещи были так же важны, как и исполнение главной роли”.

Другим фаворитом – и оказавшим большое влияние - был мастер джаза Корнелл Дюпри, сессионный музыкант, чье творчество вошло в десятки хитов Ареты Франклин. Брук Бентон, Кинг Кертис, Джо Кокер, Донни Хэтэуэй, Ван Маккой, Дэвид Ньюман и многих других. Одним из тех хороших музыкантов, с которыми он рано подружился, является другой протеже Дерек Тракс. Всего на четыре месяца старше Джоша, они впервые встретились, когда в возрасте 12 лет Смит еще не играл. Уроженец Джексонвилла, Дерек был приглашен на концерт в Майами на выходные, а Джош и его отец присутствовали на премьере. Двое детей сблизились между съемками.

До конца своего детства два молодых мастера игры на гитаре часто играли вместе, в конечном итоге работая дуэтом на фестивалях Флориды, и по сей день они остаются хорошими друзьями. “Теперь наши пути не часто пересекаются”, - признается Смит. “Но когда мы это делаем, это что-то особенное”.

Внешность Джоша в те дни напоминала Стиви Рэя Воана с длинными волосами, в черном стетсоне с плоской подошвой и джинсах, в 12 или 13 лет он уже крутился вокруг многих .

Возвращаясь на джем каждый понедельник, он быстро начал получать приглашения поиграть в другом месте. Когда кто-то предложил ему посетить джем по четвергам в клубе M в Голливуде, организованный Rhino Cats, группой взрослых, которые соединяли джаз и блюз и все были детьми джазовых артистов, карьера Смита буквально взлетела. “В первый раз, когда я пришел туда, они позволили мне сыграть весь сет, - вспоминает Смит, - и толпа сошла с ума”.

После еще нескольких успешных поездок вокалист/клавишник Рик Кафаро и басист Майк Надаока попросили его присоединиться к группе.

“Я думаю, они считали, что если они объявят, что с ними играет 13-летний ребенок, они получат больше концертов, и люди придут”, - говорит он. “И это вроде как сработало таким образом. Но мне было все равно. Все, чего я хотел, - это получить опыт”.

Больше известности он получил благодаря Кенни Нилу, Тинсли Эллису, Лаки Питерсону и другим, которые пригласили его присоединиться к ним на сцене the Exchange and Cheers, пляжного клуба Помпано, где Rhino Cats регулярно работали на одной сцене по пятницам вечером.

В 16 лет группа, объявленная как Josh Smith & the Rhino Cats, отправилась в трехмесячный летний тур, который первоначально финансировался родителями Джоша, которые продали семейную закусочную, чтобы купить туристический фургон, папа отправился в путь со своим сыном, а мама вернулась к своей прежней дневной работе. Группа выпустила два альбома – Born Under a Blue Sign и Woodsheddin’ - к тому времени, когда Джошу исполнилось 17 лет.

Вскоре после этого он создал свою собственную группу Josh Smith & the Frost, и ему было 18 лет, когда он и группа объединились с продюсером, получившим "Грэмми", Джимом Гейнсом, чтобы записать альбом "Cut Too Damn Cold", записанный в легендарной студии Ardent Studios в Мемфисе - встреча произошла после того, как Джимми Тэкери пригласил Джоша присоединиться к нему в студии Форт-Лодердейла, где Гейнс микшировал свой новый концертный альбом.

“Честно говоря, все это было для меня как в тумане, пока мне не исполнилось 21 или 22 года”, - признается сегодня Смит. “Я все время был в разъездах и просто пытался понять, как сохранить группу вместе и как свести концы с концами.

“Парни всегда приходили и уходили, и никогда не хватало денег на какую-либо стабильность. Но мне было все равно. Все, чего я хотел, это сесть в этот фургон и играть концерты – и становиться все лучше и лучше”.

Но разочарование начало накапливаться, когда Джош осознал, что Тракс, Кенни Уэйн Шепард и Джонни Лэнг – все молодые люди примерно того же возраста, что и он, - подписывали контракты с крупными лейблами и добились успеха, в то время как он все еще спал в своем фургоне между концертами и зарабатывал 400 долларов за ночь.

“Смешно говорить, что я разочаровался тогда, но я разочаровался!” - настаивает он. “Я бился головой о стену и хотел повзрослеть, оплачивать счета и быть ответственным взрослым – что тогда было еще важнее, потому что я жил сам по себе и только что встретил Ники, женщину, которая стала моей женой”.

Не имея других востребованных навыков, Смит понял, что ему нужно сделать серьезный шаг. И снова семья протянула руку помощи – на этот раз в виде дяди, Дэвида Майкла Фрэнка, композитора-номинанта на премию "Эмми", чьи работы включают "Форрест Гамп", "Клуб няни", "Я собираюсь сделать тебя сукой" и сотни эпизодов телешоу.

“Впервые в жизни я подумал, что, возможно, я никогда не стану следующим Стиви Рэем Воаном или кем-то еще”, - говорит Джош. “Я подумал: давай я съезжу навестить своего дядю и посмотрю, на что похожа сцена в Лос–Анджелесе. Может быть, мне просто суждено стать гитаристом - я мог бы зарабатывать на жизнь этим”.

Трехмесячный визит на Западное побережье, во время которого он джемовал каждую ночь, дал достаточно доказательств того, что работа сессионного музыканта может быть многообещающей, даже если это означало, что он, вероятно, не будет много играть блюз или сможет заниматься своим делом.

Отбросив осторожность, они с Ники поженились, запрыгнули в фургон и отправились на запад без каких-либо реальных перспектив. И в течение первых десяти месяцев Джош работал тестировщиком у производителя видеоигр THQ, чья линейка продуктов включает в себя все, от WWF WrestleMania и Star Wars до Jeopardy!, Wheel of Fortune и многого другого, днем, пытаясь пробиться в качестве музыканта ночью.

“Жизнь могла бы быть намного хуже, чем необходимость целый день играть в видеоигры, чтобы заработать на жизнь”, - смеется он. “И 20 лет спустя все получилось примерно так, как я думал.

“В итоге я отыграл большое количество сессий, немного гастролировал и еще играл много поп-музыки. Но в бизнесе очень много взлетов и падений, бывают периоды успеха, а затем другие периоды, когда я ничего не мог добиться. Я не был бы там, где я сейчас, если бы моя жена Ники не была якорем и кормильцем, которым она была в те ранние годы”.

В конце концов Джош провел два года в разъездах с R & B певцом и исполнителем Рики Фанте, бывшим морским пехотинцем, который сорвал джекпот с песней “It Ain't Easy”, что привело к появлению его на всех ночных ток-шоу, а затем несколько лет с Хиксом и Саадиком , с хип-хоп исполнителями Бенни Кассетом и Тарой Эллис, актрисой Тарин Мэннинг и другими.
“В течение многих лет, - говорит он, - моя жизнь проходила от концерта к концерту, я был в разъездах и на сессиях... иногда играл музыку, которая мне нравилась, иногда музыку, которая мне не нравилась. Но это научило меня многому о том, как стать хорошим профессиональным гитаристом, а также узнавать нужное о записи, инженерии и продюсировании, просто наблюдая”.

Однако где-то на этом пути Смит начал понимать, что, несмотря на то, что он использовал свое умение, чтобы помочь привлечь внимание к другим, он также начал делать себе имя, отметив: “Я начал получать признание за свои способности гитариста, что отличалось от всего, что я делал раньше. ”.

Часто пересекаясь с другими ведущими сессионными музыкантами, включая Майкла Ландау (Boz Scaggs), Стива Лукатера (Toto/Ringo Starr All-Star Band) и Ларри Карлтона, они регулярно спрашивали его: “Почему бы тебе самому не записать пластинку?”

Какое-то время Смит был в нерешительности. Он уже работал стабильно, но он знал о растущей базе поклонников, которая появилась во время его путешествий. Наконец, в 2009 году он записал разнонаправленный инструментальный диск Inception, который, как он надеялся, “послужит визитной карточкой, чтобы сказать: ”Послушайте, я могу делать вот такие вещи ..." и это немного вернет меня к жизни".

Почти одновременно лейбл в Германии, Crosscut, проявил некоторый интерес к выпуску блюзового альбома Deep Roots, который он записал ранее в Лос-Анджелесе. Они переименовали его и выпустили под названием I'm Gonna Be Ready. Он начал давать концерты по всему миру.

Впоследствии Crosscut выпустили еще два компакт-диска. Джош записал Don't Give Up on Me со своими коллегами по группе Saadiq и исполнил песню о любви в стиле R and B для Бобби “Блю” Блэнда, Би Би Кинга и блюза 70-х, в то время как Over Your Head была исполнена в импровизационном формате power-trio, который был рассчитан на европейскую аудиторию, которая любит блюз с явным оттенком хард-рока. За ними последовали "Burn to Grow" на VizzTone и "Live at the Spud" собственного производства, сет, записанный в ночном клубе "The Baked Potato" в Студио-Сити, штат Калифорния.

Правда, что некоторые из его записей раздвигают границы дозволенного, Смит настаивает: “Я ничего не делаю по какой-либо причине, кроме той, которая кажется мне правильной. Если вы сейчас придете посмотреть, как я играю "свой" концерт, то там будет только блюз, но вы получите много джаза, рока и R & B, потому что для меня это все одно и то же. Не имеет значения, играю ли я песню с невероятно сложной структурой джазовых аккордов или что-то в стиле хард-рока.

Сейчас его истинной страстью является студия звукозаписи Flat V, которую он построил в долине Сан-Фернандо и уже выпустил многое из лучших записей блюза и корневой музыки, в том числе "Корону" Эрика Гейлса, номинированную на Грэмми, "Keep on Turning" Сета Розенблума, "Риз Уайнанс" . Это место, где Джош объединяется с Бонамассой, чтобы записать звук для альбома Джо Keeping the Blues Alive – партнерство, которое началось с релиза Wynans.

Бонамасса настолько освоился с партнерством, что нанял Смита для продюсирования своего следующего диска, первого за 20 лет без надзора Кевина Ширли, который остается его близким другом. Джош и без того достаточно занят, но теперь он выступает в качестве музыкального директора Джо и второго гитариста – чего он никогда не планировал делать. Бонамасса продвигал альбом Time Clocks, в котором гораздо больше гитары, и сказал: ”Мне нужно, чтобы кто–нибудь играл на гитаре, пока я пою" - необычная просьба, потому что в прошлом у Бонамассы редко был второй гитарист на его концертах.

Его последняя работа – и его гордость и радость – это Bird of Passage, альбом, который дебютировал прошлой весной и застал врасплох даже самых ярых его поклонников, представив поистине олдскульный набор традиционного блюза и свинга в сопровождении духовых и органа. На это повлияла его любовь к записям Blue Note и альбомам биг-бэндов, спродюсированным Уэсом Монтгомери, Грантом Грином и Кенни Барреллом, все из которых включают гитарные или органные трио и больщой духовой секции.

Наряду с другими проектами, это тот, который Джош обдумывал в течение многих лет с Кэлвином Тернером, бывшим коллегой по группе Saadiq, который одновременно является басистом / аранжировщиком мирового класса и одним из его ближайших друзей. “Он приставал ко мне в течение многих лет: "Когда мы запишем эту пластинку? Мы должны это сделать, чувак! Никто за нас этого не делает”, - говорит Смит. “Как только я решился, мы с ним написали песни за неделю, а Кэлвин аранжировал духовые. Я пригласил его и мы записали квартетную секцию – я, Кэлвин (барабанщик). Лемар Картер и великий Ларри Голдингс на органе – полностью вживую за один день сессий."