Derek And The Dominos - Layla And Other Assorted Songs

"Лейла и другие разнообразные песни о любви" – единственный студийный альбом англо-американской блюз-рок-группы Derek and the Dominos, выпущенный в ноябре 1970 года как двойной альбом. Он известен своим заглавным треком "Лейла" и часто считается величайшим музыкальным достижением Эрика Клэптона. Другими участниками группы были Бобби Уитлок на клавишных и вокале, Джим Гордон на барабанах, Карл Рэдл на басу. Дуэйн Оллман играл на соло-гитаре и слайд-гитаре в 11 из 14 песен.



Первоначально считавшийся критическим и коммерческим провалом, он не попал в чарты в Великобритании и достиг только 16-го места в чарте Billboard Top LPs в Соединенных Штатах. Он вернулся в чарт альбомов США в 1972, 1974 и 1977 годах и с тех пор был сертифицирован RIAA как золотой. Альбом дебютировал в британском чарте альбомов только в 2011 году, достигнув 68-го места.

В 2000 году альбом был включен в Зал славы Грэмми. В 2003 году телевизионная сеть VH1 назвала Лейлу и другие разнообразные песни о любви 89-м величайшим альбомом всех времен. В том же году Rolling Stone занял 117-е место в своем списке "500 величайших альбомов всех времен". Опустился на 226-е место в списке 2020 года. Занял 287-е место в третьем издании Лучших 1000 альбомов Колина Ларкина всех времен звукозаписи (2000).

Derek And The Dominos - Bell Bottom Blues

"Дерек и Домино", как группа, появились по причине разочарования Эрика Клэптона шумихой, связанной с его предыдущими коллективами, супергруппами Cream и Blind Faith. После распада последней он присоединился к Delaney & Bonnie с "Друзьями", с которыми познакомился, когда они выступали на разогреве в туре Blind Faith по США летом 1969 года. После того, как и эта группа также распалась, участник "Друзей" Бобби Уитлок присоединился к Клэптону в Суррее, Англия. С апреля 1970 года эти двое потратили недели на написание нескольких песен, "просто чтобы было что сыграть", как выразился Уитлок. Эти песни позже составят основную часть материала "Лейлы и других разнообразных песнях о любви."

Отправившись в турне с Джо Кокером сразу после ухода из Delaney & Bonnie, Карл Рэдл и Джим Гордон воссоединились с Клэптоном и Уитлоком в Англии. Клэптон пытался избежать внимания к себе, выступая в никому не известном "Дереке и Домино", с которыми он провел тур по небольшим клубам в Великобритании в течение первых трех недель августа. По слухам, название группы появилось в результате оговорки, допущенной ведущим на их первом концерте, который неправильно произнес название группы "Эрик и динамо". На самом деле Клэптон выбрал название "Дерек и домино", потому что не хотел, чтобы его имя и известность мешали работе группы. Когда тур закончился, они направились в студию Criterions в Майами, чтобы записать альбом.

Источник вдохновения центрального элемента альбома, песни "Лейла", связан с увлечением Клэптона Пэтти Бойд, женой его друга и ведущего гитариста "Битлз" Джорджа Харрисона, который присоединился к Клэптону в качестве гитариста в европейском туре Delaney & Bonnie в декабре 1969 года.

Продюсер-ветеран Том Дауд работал над вторым альбомом Allman Brothers, Idlewild South, когда в студию поступил телефонный звонок о том, что Клэптон привез "Домино" в Майами для записи. Услышав это, гитарист Дуэйн Оллман дал понять, что с удовольствием зашел бы и послушал, если бы Клэптон был не против.

Позже Оллман позвонил Дауду и сообщил, что его группа находится в городе, где будет давать благотворительный концерт 26 августа. Когда Клэптон узнал об этом, он решил пойти посмотреть их шоу, сказав: "Если это тот парень, который играет у Уилсона Пикетта на "Эй, Джуд"? я хочу посмотреть... Пойдем". Рабочие сцены усадили Клэптона и компанию перед баррикадой, отделяющей зрителей от сцены. Когда они расселись, Оллман играл соло. Когда он обернулся, открыл глаза и увидел Клэптона, он замер. Дикки Беттс, другой ведущий гитарист Allmans, продолжил с того места, на котором остановился Оллман, но когда он проследил за взглядом Оллмана на Клэптона, ему пришлось отвернуться, чтобы самому непрекратить играть от неожиданности и волнения.

После шоу Оллман спросил Клэптона, может ли он прийти в студию, чтобы посмотреть на сеансы записи, но Эрик пригласил его , сказав: "Принеси свою гитару, ты сыграешь!" Проведя некоторое время вместе, эти двое сблизились; Дауд сообщил, что они "обменивались гитарными трюками, обменивались гитарами, разговаривали о делах и развлекались , просто восхищались техникой и возможностями друг друга". Клэптон позже написал в своей автобиографии, что он и Оллман были неразлучны во время сессий во Флориде.; он говорил об Оллмане как о "музыкальном брате, которого у меня никогда не было, но я бы хотел иметь такого".

Большинство песен альбома были результатом сотрудничества Клэптона и Уитлока, в результате вышло шесть из девяти оригинальных записанных номеров, а пять каверов составляли остаток.

Клэптон и Уитлок написали в соавторстве "I Looked Away", "Keep on Growing", "Anyday", "Bell Bottom Blues", "Tell the Truth" и "Why Does Love Got to Be So Sad?" Уитлок также внес свой вклад в "Thorn Tree in the Garden", а Клэптон - в "I Am Yours" (из стихотворения Низами) и "Лейлу" (с кодой, приписываемой Джиму Гордону).

"Tell the Truth" была первоначально записана в быстром темпе в июне 1970 года с продюсером Филом Спектором. Он был выпущен как сингл с добавлением "Roll It Over" на стороне "Б". Однако, как вспоминает Уитлок, подход Спектора с его "Стеной звука" не соответствовал стилю группы и они отозвали сингл. 28 августа, при участии в записи Дуэйна Оллмэна на слайд гитаре, песня была записана как длинный и медленный инструментальный джем. Версия с вокалом, выпущенная на "Лейле", имеет более медленный темп джема. Обе вокальные версии позже были включены в сборник 1972 года "История Эрика Клэптона".

Последний трек альбома, "Thorn Tree in the Garden", был записан с Уитлоком, Клэптоном, Оллманом, Рэдлом и Гордоном, сидящими в кругу вокруг одного микрофона.

Пять каверов альбома включали блюзовые стандарты "Nobody Knows You When You're Down and Out" (Jimmy Cox), "Key to the Highway" (Charles Segar, Willie Broonzy), и "Have You Ever Loved a Woman" (Billy Myles), медленную версию "Little Wing" Джимми Хендрикса, и ду -уоп балладу в быстром темпе on Чака Уиллиса "It's Too Late".

По словам Дауда, запись "Key to the Highway" была незапланированной, просто группа услышала, как Доминго "Сэм" Самудио исполняет эту песню для своего альбома Hard and Heavy в другой комнате студии. Когда "Домино" спонтанно начали её играть, Дауд велел инженерам не останавливать запись. Версия Бобби Уитлока состоит в том, что лента в режиме записи просто крутилась без остановки в течение всего сеанса, Дауд оставил фейдеры (регуляторы громкости) на микшере выключенными.

В авторских правах на обложку альбома написано: "Обложка, нарисованная Франдсеном-Де Шонбергом, с благодарностью его сыну Эмилю за возможность жестокого обращения с его домом". Бобби Уитлок рассказал в интервью в августе 1970 года, что они жили одно время в доме художника Франдсена-Де Шонберга и его сын Эмиль отвел их в студию своего отца, где они увидели картину, которая и стала обложкой их будущего альбома. На этой картине с названием "La Fille au Bouquet" ("Девушка с букетом") Эрик сразу же заметил сходство между изображенной на нем блондинкой и Пэтти Бойд. Клэптон позже настоял на том, чтобы подпись художника Франдсена де Шонберга не была закрашена на обложке "Лейлы" и чтобы сама обложка вообще не имела текста, указывающего название группы или название альбома .

Atco Records выпустила "Лейлу" в ноябре 1970 года в Соединенных Штатах , а в декабре вышел британский релиз на Polydor. Альбом не попал в чарты Соединенного Королевства, в то время как в США он достиг 16-го места в чарте Billboard Top LPs. Несмотря на это достижение, Лейла рассматривалась как коммерческий провал, по мнению Гарри Шапиро и Яна Рида. Дауд позже пожалел о трудностях с трансляцией песен на американском радио, в то время как Шапиро объясняет отсутствие успеха в Британии минимальным продвижением Polydor и тем, что он называл "безжалостной и монотонной литанией прессы синдрома отступления назад после Cream". Обеспокоенные тем, что пресса и общественность не знали об участии Клэптона, Atco и Polydor раздали значки с надписью "Дерек - это Эрик".

"Лейла" также не получила сначала признания и у критиков. Написав в Melody Maker, Рой Холлингворт высказал мнение, что песни варьировались "от великолепных до нескольких длин полной скуки", и уточнил: "У нас есть "Little Wing" Хендрикса, сыгранное с такой красотой, что Джими, несомненно, аплодировал бы до остервенения"., но потом у нас есть "I Am Yours" ... босса-нова, которая движется в жалких направлениях". Отметив "довольно ужасную вокальную работу", Холлингворт ... похвалил Клэптона и Оллмана за "предоставление всех возможных превосходных эссе об игре на электрогитаре". В журнале Saturday Review, Эллен Сандер описала его как "бессмысленный и скучный" и "неудачный альбом", и сказала, что Клэптон "практически подорвал свой музыкальный авторитет". В более благоприятном обзоре для Rolling Stone Эд Леймбахер нашел пение Клэптона "всегда, по крайней мере, адекватным, а иногда и довольно хорошим" и заключил: "забудьте о каких–либо поблажках и наполнителях - это все еще чертовски хороший альбом".

В обзоре для The Village Voice Роберт Кристгау похвалил контраст " гитары [Клэптона]" с "расслабленным покачиванием Аллмана/Уитлока/Рэдла/Гордона". В заключение он написал: "Несмотря на то, что эта запись выглядит как жадная, ленивая, небрежная студийная сессия, я думаю, что это, возможно, самая последовательная запись Эрика Клэптона... один из тех редких случаев, когда музыканты объединяются ради прибыли и развлечения и создают зрелый и оригинальный звук". Кристгау назвал его "самой тщательно продуманной записью Клэптона", восхищаясь "непринужденной перетасовкой и простым рок-н-роллом" и "в целом теплым" пением Клэптона.

Энтони ДеКуртис из Rolling Stone назвал альбом "шедевром" и похвалил его сырую природу, написав, что "игра на альбоме тоже балансирует на грани хаоса, но никогда не разваливается".

Критик Yahoo! Музыки Дэйв Димартино также отметил "жгучую гитарную работу" Оллмана и описал Лейлу как "шедевр Клэптона и один из лучших рок-н-ролльных альбомов 70-х", отметив, что "этот двойной альбом-бестселлер установил суперзвезду Клэптона после Cream". Джим Дерогатис из Chicago Sun-Times назвал его "самой сильной записью карьеры Эрика Клэптона и, возможно, величайшим блюз-рок-альбомом, когда-либо созданным", в то время как критик Chicago Tribune Грег Кот назвал его "шедевром блюз-рок-гитары Клэптона" .

Оллман никогда не гастролировал с Дереком и Домино, но дважды выступал с ними в качестве гостя: 1 декабря 1970 года в зале Кертиса Хиксона в Тампе (бутлег-альбом Soul Mates) и на следующий день в Военном мемориале округа Онондага в Сиракузах, штат Нью-Йорк.

Группа появилась на шоу Джонни Кэша, которое стало их единственным появлением на телевидении. Снятый в Grand Ole Opry House в Нэшвилле, штат Теннесси, и транслировавшийся 6 января 1971 года, там группа исполнила "It's Too Late", а затем присоединилась к Кэшу и Карлу Перкинсу для классической песни Перкинса "Matchbox" .

Клэптон продолжал играть песню "Лейла" вживую,в том числе на Live Aid (в Филадельфии) в 1985 году. В 2006 году Клэптон и Джей Джей Кейл записали "Дорогу в Эскондидо", на которой гитарист Allman Brothers Дерек Тракс играл там на гитаре. После этого Клэптон отправился в турне с Trucks в составе своей группы. Позже Клэптон объяснил, что, играя с Trucks, он снова почувствовал себя в Дереке и Домино. По ходу тура сет изменился, и первая половина шоу полностью состояла из песен "Лейлы и других разнообразных песен о любви", кульминацией которых стала "Лейла".

Группа Tedeschi Trucks полностью записала все песни с этого альбома 24 августа 2019 года в Lockn' с участием Трея Анастасио из Phish и Дойла Брэмхолла II.
Первый выпуск компакт-диска (выпущенный в 1983 году в Японии) представлял собой версию на двух компакт-дисках. Поскольку этот альбом длится более 77 минут, он не помещался на ранних компакт-дисках, максимальное время воспроизведения которых составляло примерно 74 с половиной минуты. Первый компакт-диск был полон магнитофонного шипения, так как был сделан из магнитофонной копии, с оригинального стереомастера 1970 года. Негативный прием подобного мастеринга смотивировал по крайней мере одну попытку переделать компакт-диск в 1980-х годах. Однако улучшения были не очень значительными, поскольку тогда не удалось найти оригинальные мастер-кассеты 1970 года.

В ознаменование двадцатилетия альбома в 1990 году была выпущена расширенная версия альбома в виде роскошного набора из трех компакт-дисков с обширными примечаниями под названием The Layla Sessions: издание, посвященное 20-летию. Первый диск содержит те же треки, что и оригинальная пластинка, ремикшированные в стерео с 16-дорожечных аналоговых исходных лент и подвергнутые цифровому ремастированию. Этот ремикс 1990 года, выпущенный Polydor, также был выпущен в виде отдельного компакт-диска, помимо бокс-сета. В ремиксе есть некоторые существенные изменения, включая центральное расположение басов, которые в оригинальном миксе часто смешивались либо в левом, либо в правом канале. Два других диска сессий "Лейлы" включают в себя ряд джем-сессий, в том числе исторический джем с той ночи, когда встретились Клэптон и Оллман. Также были включены ранее не издававшиеся треки "Mean Old World", "It Hurts Me Too," и "Tender Love"

В 1993 году Mobile Fidelity Sound Lab (MFSL) впервые тщательно обработала оригинальные стереофонические мастер-ленты 1970 года и выпустила альбом на дорогом по цене компакт-диске ограниченным тиражом. Этот 20-битный ремастеринг "Лейлы" на MFSL сохранил больше точности оригинальных записей, чем ранее было слышно на компакт-диске. Версия MFSL была значительно чище, чем выпуски компакт-дисков 1983-1990 годов, но в то же время лишилась части технических трюков, подобных "стене звука", которые были проделаны во время мастеринга для винила. Ремастер Polydor 1996 года в рамках серии ремастеров Эрика Клэптона был сделан во многом так же, как и версия MFSL, но на стандартном алюминиевом компакт-диске по обычной цене.

В 2001 году российские "неофициалы" из Private Area скопировали версию 1990 года Derek And The Dominos – Layla And Other Assorted Love Songs (The Layla Sessions - 20th Anniversary Edition), где 14 треков двойного винила поместились на один компакт. Тираж с цветным 6 страничным буклетом продавался в том числе и в Петербурге в магазинах CD Master. В самом ли деле Private Area имел лицензию на производство и распространение компакт диска по России - достоверно неизвестно.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мои "пираты". Список компактов, блюз и блюз-рок

Ronnie Earl - Healing Time

Taj Mahal - Savoy . 2023