Aqualung-четвертый студийный альбом британской рок-группы Jethro Tull, выпущенный 19 марта 1971 года лейблом Chrysalis Records.
Он многими рассматривается как концептуальный альбом с центральной темой "различие между религией и Богом", хотя группа заявила, что не собиралась делать концептуальный альбом и что только несколько песен имеют объединяющую тему. По словам одного рецензента, в альбоме есть "мрачные размышления о вере и религии", которые позволили считать альбом, как "один из самых интеллектуальных альбомов, когда-либо достигавших миллионов слушателей рока". Успех альбома Aqualung ознаменовал поворотный момент в карьере группы, которая впоследствии стала крупными радио-и гастрольными исполнителями.
Jethro Tull - Locomotive Breath
Записанный в студии Island Records в Лондоне, это был их первый альбом с клавишником Джоном Эваном в качестве полноправного участника, с новым басистом Джеффри Хаммондом и последний альбом с участием Клайва Банкера на барабанах, который покинул группу вскоре после выхода альбома. Имеет место что-то вроде отхода от предыдущей работы группы, альбом содержит больше акустического материала, чем предыдущие ;вдохновленный фотографиями бездомных на набережной Темзы, сделанными женой певца Иэна Андерсона Дженни, он содержит ряд повторяющихся тем, касающихся религии и личного опыта Андерсона по этой теме.
Aqualung-самый продаваемый альбом Джетро Талл, он был продан в общей сложности в количестве более пятнадцати миллионов экземпляров по всему миру. В целом он был хорошо принят критиками и был включен в несколько списков популярности солидных музыкальных журналов. Альбом имеет два сингла: "Гимн 43" и "Дыхание локомотива".
После американского турне басист Гленн Корник был уволен из группы (как любитель женщин и вина, в отличие от скромных остальных) и заменен Джеффри Хаммондом, старым другом Иэна Андерсона. Aqualung станет первым альбомом Хаммонда с группой. В первый раз клавишник Джон Эван записал полный альбом с группой, поскольку его единственным предыдущим участием было несколько клавишных партий на предыдущем альбоме 1970 года, Benefit.
В декабре альбом стал одним из первых, записанных в недавно открытых студиях Island Records на Бейзинг-стрит, Лондон. В то же время Led Zeppelin записывали там свой безымянный четвертый альбом. В интервью, посвященном 25-летию издания альбома, лидер группы Талла Иэн Андерсон сказал, что пытаться записываться в этой студии было очень сложно из-за ее "ужасного, холодного, эхо" ощущения. В этом месте было две студии звукозаписи; Led Zeppelin работал в меньшей студии, в то время как Талл получил большую, которая была основной частью перестроенной бывшей церкви.
Оркестровые фрагменты были аранжированы Ди Палмером, который работал с группой с 1968 года, и позже присоединился к ней в качестве клавишника. Мастер-барабаны были собраны в студии Apple 2 марта 1971 года. Aqualung станет последним альбомом Джетро Талл, в котором Клайв Банкер был участником группы, так как вскоре после записи он ушел в отставку, предпочитая завести семью.
Песни на альбоме охватывают различные музыкальные жанры, с элементами фолка, блюза, психоделии и хард-рока. "Тяжелый риффы" некоторых треков считаются фактором увеличения успеха группы, так как после выпуска альбома. Джетро Талл стал "главным действующим лицом рока" и "постоянным участником FM-радио", согласно утверждениям AllMusic. В отличие от ранних альбомов Джетро Талл многие песни Aqualung являются акустическими. Андерсон утверждает, что его главными вдохновителями для написания альбома были Рой Харпер и Берт Янш.
Первоначальная идея альбома возникла после просмотра фотографий, которые жена Андерсона Дженни сделала с бездомными людьми на набережной Темзы. Внешность одного мужчины, в частности, привлекла интерес пары, которая вместе написала заглавную песню "Акваланг". Первая сторона пластинки под названием Aqualung содержит несколько песен с одинаковыми персонажами, в том числе с бездомным заглавного трека и школьницей-проституткой Косоглазой Мэри, а также два автобиографических трека, в том числе "Cheap Day Return", написанные Андерсоном после посещения его тяжелобольного отца.
Вторая сторона, озаглавленная "Боже мой", содержит три трека—"Боже мой", "Гимн 43" и "Заводной",-которые обращаются к религии в интроспективной, а иногда и непочтительной манере. Однако, несмотря на названия, данные двум сторонам альбома, и связанную с ними тематику, Андерсон последовательно утверждал, что Aqualung не является "концептуальным альбомом". В интервью 2005 года, включенном в Aqualung Live, Андерсон высказывает свои мысли по этому поводу:
"Я всегда говорил в своё время, что это не концептуальный альбом; это просто альбом разнообразных песен с различной инструментовкой и интенсивностью, в котором три или четыре являются своего рода ключевыми элементами для альбома, но это не делает его концептуальным альбомом. На мой взгляд, когда дело дошло до написания следующего альбома, "Толстого, как кирпич", было сделано очень многое в смысле: "Ух, если бы они думали, что Aqualung был концептуальным альбомом, о! Хорошо, мы покажем вам концептуальный альбом". И это было сделано как своего рода пародия, отсылка к жанру концептуального альбома. ... Но сам Акваланг, на мой взгляд, никогда не был концептуальным альбомом. Просто несколько песен.
Барабанщик Клайв Банкер считает, что восприятие пластинки как концептуального альбома было случаем "китайского шепота", по русски - "испорченного телефона", и объяснял это так: "Вы проигрываете пластинку паре американцев, говорите им, что есть лирическая тема, слабо связывающая несколько песен, а затем замечаете фигуру персонажа по имени Акваланг на обложке, и внезапно вдруг как то получается, что Джетро Талл сделал концептуальный альбом".
Тематические элементы, которые Джетро Талл исследовал на альбоме,—влияние урбанизации на природу и влияние социальных конструкций, таких как религия, на общество—будут развиваться в дальнейшем на большинстве последующих релизов группы. Акваланги, по евангелию от Андерсона, — это никчемные создания, ведущие бездуховную жизнь, Группа , кстати, отказалась играть на фестивале в Вудстоке, потому что не хотела слиться с толпой наркоманов и хиппи. Разочарование Иэна Андерсона по поводу того, что Акваланг был назван концептуальным альбомом, непосредственно привело к созданию альбома Thick as a Brick (1972), который в ответ должен был стать и в самом деле настоящим концептуальным альбомом .
"Lick Your Fingers Clean"("Оближи свои пальцы дочиста") была записана для Aqualung, но не вошла в альбом. Песня была радикально переработана как "Two Fingers"("Два пальца") для альбома Талла 1974 года War Child "Дитя войны". "Оближи свои пальцы дочиста" была в конечном итоге выпущена в 1988 году в сборнике "20 лет Джетро Талл". Затем он был выпущен в качестве бонус-трека на переизданиях Aqualung 1996 и 2011 годов.
Еще одна песня, "Wond'ring Again", была записана 21 июня 1970 года вместе с оригинальной версией "Wond'ring Aloud" (включена в качестве одной семиминутной песни в ремастер Стивена Уилсона из записей 1970-1971 годов под названием "Wond'ring Aloud, Again" и рассматривалась для выпуска на альбоме, прежде чем Андерсон решил исключить ее из окончательного списка треков. "Wond'ring Again" был впоследствии выпущена на сборнике "Living in the Past" в 1972 году. Перезапись "Wond'ring Aloud" была включена в Акваланг. Гленн Корник сыграл на басу в этой песне и говорит, что это его любимая песня, которую он записал с группой. Корник также играл на басу на ранних студийных записях "My God" и "пары других песен", хотя и не сказал, какие именно.
На оригинальной обложке альбома Бертона Сильвермана изображен акварельный портрет длинноволосого бородатого мужчины в поношенной одежде. Идея обложки возникла из фотографии жены Андерсона, на которой позирует бездомный мужчина на набережной Темзы, и позже Андерсон утверждал, что было бы лучше использовать фотографию, а не заказывать картину. Иэн Андерсон вспоминает, как позировал для картины, хотя Сильверман утверждает, что это был автопортрет.
Работа была заказана и приобретена главой Chrysalis Records Терри Эллисом в 1971 году. Сильверману был выплачен фиксированный гонорар в размере 1500 долларов за картину. Письменного контракта не было. Художник говорит, что эта работа была лицензирована только для использования в качестве обложки альбома, а не для мерчандайзинга; он обратился к группе с просьбой о дополнительном вознаграждении за другие виды использования, (печать на футболках и кофейных кружках.)
Оригинальные иллюстрации как для передней, так и для задней обложек сейчас отсутствуют. Они были украдены из номера лондонского отеля или, возможно, из офиса Chrysalis . Оригинал для внутреннего разворота не был взят во время ограбления и находится у Терри Эллиса.
Альбом был переиздан в 40-летнем юбилейном издании 31 октября 2011 года. Релиз содержит новый стереофонический и объемный ремикс альбома 5.1 британского музыканта и продюсера Стивена Уилсона и поставляется в двух разных изданиях—"коллекционное издание", содержащее альбом на LP и два компакт-диска, а также диски DVD и Blu-ray и книгу в твердом переплете; и "специальное издание", содержащее два компакт-диска и сокращенную версию книги. Говоря о ремиксе , Стивен Уилсон сказал: "Акваланг Джетро Талл-это ... шедевр, но в звуковом плане очень плохо звучащая пластинка. Так что некоторые оценили это не так высоко, как следовало бы. То, что мы сделали с Аквалангом, действительно заставило эту пластинку сиять так, как она никогда не сияла раньше. Я думаю, что многие люди, включая меня, пришли к выводу, что альбом намного лучше, чем они даже предполагали ранее. Так что, безусловно, есть что-то очень приятное в том, чтобы отполировать то, что уже было бриллиантом, и заставить его сиять так, как никогда раньше". Кроме того, по словам инженера по мастерингу Стива Хоффмана, у оригинального мастера микширования сессии были проблемы с растяжением ленты, что означает, что во многих изданиях альбома в качестве источника использовались разные копии
Акваланг получил смешанные отзывы от современных музыкальных критиков. Бен Герсон из журнала Rolling Stone похвалил его "прекрасную музыкальность", назвав его "серьезным и умным", хотя он чувствовал, что серьезность альбома "подорвала" его качество. В издании Sounds сказали, что его "вкус и разнообразие" сделали его "лучшей" работой группы. Aqualung был признан 22-м лучшим альбомом 1971 года в ежегодном опросе критиков Pazz & Jop The Village Voice. Роберт Кристгау, создатель опроса, был более критичен к альбому в обзоре 1981 года и описал неразвитые культурные интересы Андерсона и его негативные взгляды на религию и человеческое поведение как скучные и претенциозные.
В ретроспективных обзорах альбом, как правило, хвалят и рассматривают как классику. Брюс Эдер из AllMusic назвал Акваланг "смелым заявлением" и "чрезвычайно глубоким". В обзоре переиздания альбома, посвященного 40-летию, Шон Мерфи из PopMatters сказал, что Акваланг "безусловно, является краеугольным камнем тогдашнего зарождающегося канона прог-рока, но он существовал-и существует—полностью на своих собственных условиях как отличный рок—альбом, точка". Стив Харрис, басист хэви-метал-группы Iron Maiden, назвал Aqualung "классическим альбомом", похвалив его "фантастическую игру, фантастические песни, отношение [и] атмосферу". Iron Maiden запишут "Косоглазую Мэри" в качестве би-сайда их сингла 1983 года "The Trooper".
Оригинальные североамериканские записи "Акваланг" на Reprise содержали слегка отредактированную версию заглавной песни, с повторением фирменного риффа песни. Это увеличивает длину песни на три секунды до 6:31.