Charlie Christian - 2001 Complete Studio Recordings

Новатор джазовой гитары Чарли Крисчиэн (Charlie Christian) прожил всего 26 лет. Революционность игры Чарли состояла в переходе его электрогитары от аккомпанирующего ритма аккордами к сольному исполнению отдельными нотами в составе комбо и биг-бэнда.


Сейчас - это обыденность, в 1939 было странным и необычным новаторством, экспериментом, новым стандартом. Гитара, благодаря Крисчиэну, стала таким же солирующим инструментом в джазе, как труба, пианино, кларнет или саксофон.


Генри Чарльз (Чарли) Крисчиэн родился в городе Бонэм, Техас, 29 июля, 1916. Семья была музыкальной, отец Чарли, Кларенс Джеймс Крисчиэн, играл на трубе в кинотеатре в период немого кино, а мать, Вилли Мэй, аккомпанировала ему на фортепьяно. У него было два старших брата - Эдуард и Кларенс. Оба интересовались музыкой , хотя и в меньшей степени, чем Чарли. В 1918 году семья переехала из Далласа в Оклахома-Сити. Там, в начале 1920-х годов он учился в школе с музыкальным уклоном. Интересно, что это совпало с первым известными истории экспериментами со звукоснимателями и усилителями для гитар.

В это время Чарли Крисчиэн брал неформальные уроки игры на гитаре у отца, но забросил инструмент, когда тот умер в 1926 году. Пару лет спустя он недолго играл на трубе в школьном ансамбле.  Интерес к гитаре у Чарли появился вновь в 1928 , его самые ранние джазовые пристрастия возникли год спустя, когда тенор-саксофонист Лестер Янг гастролировал в Канзас-Сити. Стиль Янга оказал сильное влияние на  Чарли, он оставался постоянно  предан его музыке и часто напевал  его соло на протяжении всей своей короткой жизни.

Первое публичное выступление в качестве гитариста был в 1930 году в возрасте около 14 лет, когда он сыграл для оркестра  Дона Редмана в местном клубе Оклахомы. Тогда это было соло в "Sweet Georgia Brown," "Tea For Two," и "Rose Room"  удерживая гитару близко у  микрофона.

В 1933 году Чарли Крисчиэн начал брать уроки гитары у Ральфа "Биг-фут Чак" Гамильтона (Ralph "Big-Foot Chuck" Hamilton). Он научился читать ноты и познакомился с  основами теории музыки. Кристиан познакомил учителя со своим другом детства,  T-Bone Walker, Гамильтон, учил их обоих. Гамильтон играл типичным  аккордовым стилем той эпохи, и сомнительно, чтобы он имел какое-либо влияние на Крисчиэна, или  Уокера в их экспериментах по игре соло. За это время Уолкер и Чарли выступали в шоу дуэтом, чередуя бас и гитару.

В 1934 году, Чарли получил свою  первую профессиональную музыкальную работу в качестве басиста в группе  с Альфонсо Трента. Они колесили по всему региону, играя площадках в Канзас-Сити, Далласе, Форт-Уорте, Литтл-роке и Тулче. В 1934-1937 Крисчиэн играл с Веселыми Жонглерами (Jolly Jugglers) со своим братом Эдвардом,  они  объездили весь Юго-Запад с оркестром Anna Mae Winburn, и поработали с  оркестром Jeter-Pillars Orchestra в Сент-Луисе. В своих разъездах он, скорее всего столкнулся с гитаристами Дельта-блюза и гитаристами  Вестерн-свинг-бэндов, которые  играли на стил гитарах с усилителями  и с солистами- гитаристами, которые играли свинг соло, а не аккордами.

Прорыв произошел в 1937 году. Еще в Оклахома Сити, он познакомился с гитаристом из ансамбля Каунта Бесси  Эдди Даремом, ( тому приписывают записи самых ранних соло на электрогитаре). Крисчиэн был совершенно очарован новым звуком и просил Дарема показать основные приемы игры.  Дарем позже вспоминал:" я никогда больше не встречал никого, кто смог научиться  играть так же быстро." Вскоре после этой встречи, Крисчиэн купил свою первую электрогитару, Гибсон ЭС-150, и начал собственные эксперименты .

В 1938 году, Чарли гастролировал в Северной Дакоте уже  как электрический гитарист в септете Альфонсо Трента . Там его услышала джазовая  гитаристка  Мэри Осборн. Она вспоминала позже, как ее поразил  звук, похожий на искаженный саксофон. Крисчиэн сыграл версию Django Rheinhardt  "Сент-Луис Блюз" нота в ноту.  В то время в местном музыкальном  магазине  продаются  Гибсон ЭС-150 с надписью "рекомендовано Чарли Крисчиэном." К этому моменту он уже был региональный герой.

В июле 1939 к нему проявил интерес джаз и блюз импресарио и продюсер Джон Хэммонд. По совету  певицы Мэри Лу Уильямс Хаммонд прилетел в Оклахому, чтобы его послушать. Затем он организовал прослушивание гитариста в Лос-Анджелесе для кларнетиста  Бенни Гудмана, который планировал использовать электрогитару,  как ансамблевый инструмент.

Гудман первоначально не был впечатлен : Крисчиэн играл без звукоснимателя партию ритм-гитары заднего плана для пъесы "Tea For Two," он был довольно нелепо и крикливо одет и Гудман окрестил его "невозможным  деревенщиной." Но Хаммонд верил в своего протеже и решился на необычный поступок: он проводит Чарли  на сцену в ресторане "Виктор Гюго" для участия в импровизированном джем-сейшн  с квинтетом  Бенни Гудмана. Гудман не стал устраивать публичный скандал, а Кристиан не ударил в грязь лицом и сыграл все за Гудманом нота в ноту плюс сам добавил 20  импровизаций. Он был в конечном счете нанят играть в секстете за $150 в неделю и переехал в Нью-Йорк, где быстро стал одним из самых больших имен эпохи свинга.

Увы, он мучался  с проблемами органов дыхания всю свою короткую жизнь, но не желал серьезно лечиться, хотя в свои последние годы имел на это средства и мог бы выкроить время на лечение. 2 марта 1942 туберкулез сразил его навсегда. Так, менее , чем за три года, Чарли Крисчиэн из полной неизвестности взлетел до мирового признания, создав  материал, который навсегда изменил ход гитарной музыки.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мои "пираты". Список компактов, блюз и блюз-рок

Ronnie Earl - Healing Time

Taj Mahal - Savoy . 2023