17 сентября 2008, легендарный Левон Хелм Levon Helm с любимым детищем своих зрелых лет - шоу Midnight Ramble выступил на сцене не менее легендарного зала в Нэшвилле -Ryman Auditorium.
Levon Helm - Ophelia
Американский рок-мультиинструменталист и актер Марк Лавон Хелм был известен не молодым любителям блюза и рока главным образом, как барабанщик группы Band. Но знаменит он был не только творческим подходом в своей игре на барабанах, но и задушевным, эмоциональным вокалом, весьма органичным для стиля кантри, и умелой игрой на мандолине, и весьма неплохо сыгранными ролями в фильмах.
В последние годы своей жизни Хелм получал Грэмми практически за все альбомы, которые выпускал. Его успешное возвращение к музыке на закате лет началось в 2007 году с выпуска альбома Dirt Farmer (Грэмми за лучший альбом традиционного фолка в 2008), следующий, Electric Dirt стал Грэмми-лауреатом в стиле Американа в 2009. Такой же награды был удостоен в 2011 и концертный Ramble at the Ryman.
Он прожил 71 год, проиграв в апреле 2012 борьбу с раком горла, этот диагноз был поставлен ему еще в 1990 году и почти 22 года Хелм сражался с болезнью. Он родился 26 мая 1940 в городке Элейн, Арканзас, а вырос в деревушке неподалеку.
Его родители, фермеры-хлопкоробы, сами были большие любители музицировать и поощряли интерес своих детей к музыке и пению. "Лявон" (таким именем он был крещен) начал играть на гитаре в возрасте восьми лет, а в более зрелые годы начал играть на ударных. Bill Monroe & his Blue Grass Boys стали его кумирами в возрасте шести и сам он решил стать музыкантом ("Они нанесли татуировку на мой мозг" пишет он в своей автобиографии 1993 года "Колесо в огне").
Арканзас в 1940-х и 50-стоял на своего рода перекрестке, где сливались различные музыкальные стили -блюз, кантри и R&B, которые, наконец слившись, позже стали известны, как рок-н-ролл. Слушая всю эту музыку в Grand Ole Opry, на радиостанциях WSM и WLAC из Нашвилла, Теннесси, Хелм формировал свои музыкальные вкусы и привязанности.
Произвела впечатление на Хелма и работа гармониста, гитариста и вокалиста Сонни Боя Уильямсона II, который играл блюз и ранний ритм-энд-блюз на радио-шоу King Biscuit Time на KFFA и приезды на гастроли блюзового гитариста Роберта Локвуда младшего.
В автобиографии Хелм описывает, как он наблюдал в начале 1950-х годов и старался копировать игру барабанщика Уильямсона , Джеймса "Клюва" Кертиса. С сестрой Линдой на бас гитаре он выигрывал на местных детских конкурсах талантов. Хелм основал свою первую группу, The Jungle Bush Beaters (Джунгли Буш Загонщики), когда учился в средней школе. В 17 лет он дебютировал в клубах и барах Хелены и окрестностей.
После окончания средней школы Ливону было предложено присоединиться к группе Ронни Хокинса The Hawks ( " Ястребы"), популярный на Юге коллектив, который имел успех и в Канаде, где рокабилли шоу были очень популярны и стабильно приносили хорошие деньги музыкантам.
Они переехали в Торонто, Онтарио, где в 1959 году подписали контракт с Roulette Records и выпустили несколько синглов, некоторые стали там хитами (Forty Days и Mary Lou). Хелм пишет в биографии, что его приятели - коллеги из группы "Ястребы" были не в состоянии произнести его имя "Лявон" правильно и стали называть его "Левон" (произнося как Лиивон), потому что выговаривать так было гораздо легче.
В начале 1960-х годов Хелм и Хокинс стали работать с группой, состоящей из канадских музыкантов: гитариста Робби Робертсона, басиста Рика Данко, пианиста Ричарда Мануэля и органиста Гарта Хадсона - хотя строго говоря все они были мульти-инструменталисты. В 1963 году группа рассталась с Хокинсом (им надоел его жесткий диктат) и они начали гастроли под названием "Левон и " Ястребы", а позже как "Канадские Помещики" ("The Canadian Squires"),затем опять вернулись к "Ястребам", оставаясь относительно успешным коллективом на восточном побережье.
Поэт и музыкант Боб Дилан в середине 1960х решил стать "электрическим" и выступать в сопровождении рок-ансамбля. Он пригласил Ястребов для сопровождения, но оказался не понят своими поклонниками, те сопровождали такие концерты возмущенным: "Бу-у-у-у".
Смутившись ярым неприятием фанами Дилана этого эксперимента, Хелм вернулся в Арканзас и два года не музицировал, его заменил барабанщик Микки Джонс. В течение этого периода Хелм работал на морских нефтяных вышках в Мексиканском заливе. Для Хелма вообще, принципиально хорошее настроение аудитории, зрителей всегда было и оставалось главным элементом шоу.
После тура Ястребов по Европе с Диланом компания переехала в Вудсток, Нью-Йорк и Дилан купил там большой розовый дом ("Big Pink"), продолжая платить музыкантам зарплату. "Ястребы" записали с ним большой объем демо в Вудстоке, играя почти ежедневно. Эти записи были широко растиражированы позже в пиратских копях и частично официально выпущены в 1975 году, как The Basement Tapes.
Песни и темы, разработанные в этот период, сыграли решающую роль в судьбе группы, определив ее направление и стиль, в целом который можно признать, как фолк и американа. Ее участники начали писать и собственные песни. Рик Данко и Ричард Мануэль стали соавторами Дилана на нескольких песнях. Жители соседних домов в Вудстоке между собой называли музыкантов просто "бэнд", прозвище оказалось прилипчивым.
Хелм вернулся в ансамбль по приглашению Данко. При рассмотрении контракта с Capitol на запись, Хелм предлагал название "Крекеры" ("The Crackers"). Однако, когда Робертсон и их новый менеджер Альберт Гроссман предложили свой проект контракта, коллектив получил название "The Band"("Группа").
"Группа" заключила контракт с Гроссманом, который, в свою очередь, предложил услуги Capitol Records. Этот механизм позволил "Группе" выпускать свои записи на других лейблах, если работа выполнялась при участии Дилана. "Группа" играла на альбоме Дилана Planet Waves, и на The Last Waltz, оба были выпущены не на Capitol. Они записали и собственный дебют Music from Big Pink, который сделал их известными.
На альбоме Music From Big Pink Мануэль был основным вокалистом, а Хелм в основном подпевал, за исключением "The Weight." Однако, когда состояние здоровья Мануэля ухудшилось и основной автор Робби Робертсон стал все больше в своем творчестве ориентироваться на народную музыку Юга, альбомы группы заполнились вокалом Хелма (сольным или в гармонии с Данко).
Хелм играл на барабанах примерно на 85% песен "Группы", в том числе на большинстве тех, в которых пел. На остальных обычно Мануэль садился за барабаны, а Хелм играл на мандолине или, реже, на гитаре или бас-гитаре. Шлем оставался с "Группой" до их прощального концерта "Последний Вальс" в 1976 , который был записан режиссером Мартином Скорцезе как документальный фильм. Позже фильм многими признавался лучшим из всего созданного о рок-н-ролле, исторический "рокументари", тройной альбом, где выступили чуть не все из списка "кто есть кто в рок-н-ролле" .
Хелм однако весьма критически отзывался о фильме и его продюсере Робертсоне в своей автобиографии. После распада оригинального состава "Группы" Хелм записал сольные альбомы 1980 и 1982. В 1981 году Шлем женился на Сандре Додд, с которой был знаком с 1974. Он построил студию-сарай в Вудстоке, он стал постоянным жилищем для Левона, там же он записал альбом с Мадди Уотерсом, к радости участников он получил Гремми. С 1980 по 2009 он много снимался как актер.
В 1983 году "Группа" воссоединилась (без Робби Робертсона), добавив гитариста Джима Вейдера Weider. В 1986 году во время тура Мануэль совершает самоубийство (в 42 года). Хелм, Данко и Хадсон продолжают, выпустив альбом Jericho в 1993 году и High on the Hog в 1996 году.
Последний альбом был посвящен 30-й годовщине создания и назывался "Юбилей"Jubilation (1998) В 1989 году, Шлем и Данко гастролировали с Ринго Старром и All-Starr Band. Из других музыкантов в коллектив входили вокалист/гитарист Джо Уолш, певец и пианист, Доктор Джон, гитарист Нильс Лофгрен, певец и пианист Билли Престон, саксофонист Кларенс Клемонс и барабанщик Джим Келтнер. Гарт Хадсон был иногда гостем шоу, играя на аккордеоне.
Левон играл на барабанах и губной гармошке, пел и "Вес" и "Up On Cripple Creek" каждый вечер.В эпическом концерте Роджера Уотерса в Берлине "Стена" принимала участие тройка из "Бэнд" - Хелм, Данко и Гудзон. В 1993 году Хелм опубликовал автобиографию под названием "Это Колесо в огне - Левон Хелм и История "Группы".
Творчество Хелма в 2000-х было связано с его проектом Midnight Ramble в его доме и студии "Сарай" в Вудстоке, Нью-Йорк. Концерты с участием именитых музыкальных гостей позволяли собрать деньги для оплаты медицинских счетов и сражаться с раком горла, который был диагностирован ему в конце 1990-х годов.
Хелм прошел через ларингэктомию и тяжелый режим облучения, опухоль была успешно удалена, но голосовые связки повредились и ясный мощный голос превратился в тихий скрежет. Некоторое время он только играл на барабанах но к середине 2000х голос стал возвращаться и на 80% восстановился.
The Midnight Ramble (Полуночные блуждания)- шоу, где Левон Хелм реализовал в действительность свои детские воспоминания о посещении музыкальных шоу на торговых ярмарках (medicine show) с блюзовыми певцами и танцорами, вроде шоу F.S. Walcott Rabbit's Foot Minstrels в 1940х-1950х.
Он в свое время безуспешно предлагал свои идеи организовать по этой схеме прощальный концерт The Last Waltz. Он много толковал об этом режиссеру-постановщику Мартину Скорцезе, но в сьемке она развития не получила, отсюда и решительное неприятие Хелмом "самого-самого рок-документального фильма" Скорцезе. Хелм мечтал о веселых песнях, смешных анекдотах и красивых танцовщицах, соблазняющих публику во время The Last Waltz, но получился просто длинный изнурительный концерт с участием более дюжины звезд рока, соул, кантри, госпела, фолка и пением поп-музыки дограмофонной эры.
Кроме того, Хелм был крайне недоволен выпячиванием фигуры гитариста Робби Робертсона, который много времени провел в кадре в фильме у выключенного микрофона, так как вокалист он слабый, а реально певшие Мануэль и Хадсон получили мало экранного времени, а то и вообще были спрятаны за фалангу гостей.
Хелм назвал фильм The Last Waltz самым большим "мошенничеством", которому подвергся ансамбль за свою историю. Он сам, Мануэль, Данко и Хадсон не получили от Warners ни цента ни за саундтреки, ни за DVD, ни за домашнее видео.
Хелм стал играть на барабанах, используя более простую установку и менее изощренное исполнение, характерное для его молодых лет. Осенью 2007 года увидел свет Dirt Farmer, первый студийный сольный альбом Хелма с 1982 года, двадцать пять лет спустя. Посвященный родителям Хелма и спродюсированный его дочерью Эми, альбом сочетает в себе традиционные мелодии с новыми песнями.
Альбом получил мгновенное признание критиков и премию " Грэмми " в категории "Лучший альбом традиционной народной музыки" за 2007 год. Получил Грэмми и следующий его альбом Electric Dirt в новой появившейся категории "Лучший альбом в стиле Американа" в 2009 году. Хелм в своем "Сарае" собирал раз в месяц своих друзей, старых и новых, цвет американской музыки, кто тяготел к "истокам" и уважал историческое наследие.
11 мая 2011 Года, Хелм выпустил концертный альбом Ramble at the Ryman, записанный во время выступления его коллектива и приглашенных, как обычно, гостей 17 сентября 2008 года в Нэшвилле. На альбоме сыграно шесть песен "Группы" и ряд песен с предыдущих сольных релизов. Альбом выиграл премию Грэмми за "Лучший альбом в стиле Американа" в 2011 году.
17 апреля 2012 года его жена Сэнди и дочь Эми сообщили, что Хелм неизлечимо болен и на последней стадии борьбы с болезнью. Они выложили следующее сообщение на веб-сайте:"Дорогие Друзья,Левон находится в завершающей стадии своей борьбы с раком. Пожалуйста, молитесь за него, спасибо поклонникам и любителям музыки, которые сделали его жизнь полной радости и торжества... Мы очень признательны всем за любовь,поддержку и заботу"
Хелм был погребен на кладбище в Вудстоке, неподалеку от могилы его давнего товарища Рика Данко