Lightnin' Hopkins – Morning Blues: Charly Blues Masterworks, Vol. 8

Не каждый российский трубадур, распевающий в пригородных электричках под гитару "одинокого мужичка за 50",сможет через некоторое время дать сольный концерт в Кремлевском Дворце, но был за океаном человек, который после многих лет концертов в городских автобусах добрался-таки до Карнеги Холл и заставил-таки послушать свои песенки английскую королеву Елизавету.

Lightnin' Hopkins - Morning Blues

Один из самых влиятельных блюзовых гитаристов-уроженцев Техаса, исполнитель кантри-блюза высшей категории, Лайтнин Хопкинс шесть десятилетий уверенно чувствовал себя в мире блюза и с акустической гитарой, и с электрической.


Этот трубадур и менестрель, который и имя-то свое толком написать не мог, был блестящий мастер рассказывать истории на концертах, весьма умный толковый автор текстов песен, которые сочинял чуть ли не на ходу.


Он был блюзовой иконой для нескольких поколений, его мог слушать бесконечно юный Джимми Хендрикс, его стиль игры на гитаре, где быстрые пальцы сразу играют и бас и ритм, и постукивания -ударные по гитаре -узнаваем сразу, характерен и присущ только ему одному. Такой стиль выработался за долгие часы работы сольно, без сопровождающей группы.

Его песни часто автобиографичны, в них представлена жизнь южан -афроамериканцев, на стороны которой белый музыкальный истеблишмент не обращал внимания , пока блюз не стал раздвигать рамки своей популярности, благодаря белым артистам типа Пресли.

Сэм Джон Хопкинс потерял отца в возрасте трех лет, первую гитару из сигарной коробки сделал себе в семь, в десять лет вместе с двоюродным братом певцом Элджером Александером Alger Alexander составил трио блюзменов-бродяг во главе со слепым певцом Блайнд Лемон Джефферсоном Blind Lemon Jefferson,выступая у того в поводырях и подпевалах на просторах Восточного Техаса. По легендам, Слепой Лимон никому более, кроме Сэма не позволял аккомпанировать ему на гитаре

В эти суровые 30-ые была еще и работа по совместительству, вместе с двумя своими братьями в барах, пивных и кофейнях, семейных вечеринках и на пикниках. В те времена, когда ему было около двадцати, времяпровождение молодого человека состояло из пения в поездах, азартных игр, пьянства и десяти лет тюрьмы по неизвестному и не вполне доказанному обвинению.

После тюрьмы пара Сэм Джон Хопкинс и Элджер "Техасец"Александер продолжила свои выступления в городских автобусах и на уличных углах Хьюстона, но в конце 40х Сэм вернулся домой в Сентервилл и занялся работой на ферме. В 1946 году со второй попытки произошел прорыв благодаря талантливому скауту из Лос Анджелеса Лоле Энн Каллум, которая прекратила его практику уличных концертов на Даулинг Стрит. Она организовала Сэму в пару пианиста Уилсона "Грома" Смита и Сэму ничего не оставалось , как стать "Молнией", чтобы придать новому коллективу больше динамизма.

"Гром и молния" 9 ноября 1946 года выдали свой первый хит на Aladdin Records, он назывался "Katie May". Все шло прекрасно целых десять лет, а потом Алладины сочли музыку Хопкинса провинциальной, устаревшей и не модной, не продлив дальше с ним контракт.

Сэм опять играет и поет в барах Хьюстона, но на его счастье в конце 50х его вновь "открывает" ученый фольклорист Мак МакКормик Mack McCormick, и "Молния" записывается у еще одного фольклориста - новатора и продюсера Сэма Чартерса Sam Charters на лейбле Folkways Records.

Теперь он переключается на электрогитару и предстает перед совершенно другой аудиторией. Эффект настолько значительный, что позже три рок-монстра : Jefferson Airplane, Grateful Dead и Vaughan brothers заявляли, что именно Сэм Хопкинс был человеком, оказавшим влияние на их творчество. К числу поклонников Сэма относили себя Бадди Гай и Альберт Коллинз.
В годы фолк-блюзового бума середины 60х пришла наконец слава, туры по стране и миру. выступления по телевидению, перед Королевой Елизаветой в Лондоне и документальный фильм 1967 года "Блюз по Лайтнину Хопкинсу " Преодолев страх перед воздушными перелетами Хопкинс появляется с концертами в Германии, Нидерландах и Японии.

После тяжелой автокатастрофы в середине 70х он снизил концертную активность, но играл и пел до конца, до 1982 года практически для любой фирмы грамзаписи, которая платила деньги авансом. Он мало брал за запись, но никогда не записывал одну и ту же песню два раза, отказывался делать на записи дубли и никакие продюсеры не могли заставить его это сделать.

Его любимая гитара Джибсон Gibson J-160e выставлена в Зале Рок-н-Рольной Славы в Кливленде, Огайо, а вторая любимая электрогитара Guild Starfire - в Президентской Библиотеке и Музее Джорджа Буша
Он - блюзмен-рекордсмен, записавший около тысячи песен, почти 100 альбомов на двадцати фирмах грамзаписи. В техасском городке Кроккет Хопкинсу установлен памятник. Он занимает 71 место в списке Величайших Гитаристов Всех Времен.