журнал Blues Blast, 16 марта 2023 года
Ее жизнь была полна стольких взлетов и падений, что по ее мнению, у нее уже пятый перезапуск карьеры – об этом она недавно оживленно беседовала с Blues Blast. Однако, несмотря на все это, она оставалась неизменной: всегда оставалась верна себе и никогда не стеснялась самовыражаться.
Бетти Джо Хаскинс родилась 26 января 1946 года в Маскегоне, штат Мичиган и недолго росла в Понтиаке, прежде чем ее семья окончательно обосновалась в Детройте, когда ей было три года. Она - дочь трудолюбивых родителей, оба провели свою жизнь, работая на заводах, производивших запчасти и автомобили для General Motors. Она называла Motown домом большую часть своих 60 лет, прежде чем поселиться в Уэст-Ориндж, штат Нью-Джерси, с мужем/менеджером Кевином Кайли более десяти лет назад.
“Мои родители работали всю неделю, а по выходным продавали кукурузный ликер”, - вспоминает она. “В 1946 году, если вы хотели выпить после работы, вы не могли пойти в бар, если вы были чернокожим – поэтому они приходили ко нам домой. Мать продавала барбекю и сэндвичи с курицей... а также пинты или полпинты пива.
“Я шучу, что выросла в забегаловке во внеурочное время. Но это было просто место, куда можно было пойти выпить и чего-нибудь перекусить. Все работали в одном и том же месте, и вы могли выставить счет в долг до зарплаты - а в день зарплаты наш дом был переполнен.
Отец Бетти любил R&B и госпел, а мама предпочитала кантри, и все это постоянно крутилось в музыкальном автомате, который они держали в гостиной. Уже тогда она была звездой, стояла на музыкальном автомате, все еще одетая в подгузник, и пела и танцевала под звуки Би Би Кинга, Луиса Джордана, Реда Фоули и Роя Роджерса.
Для ее слуха вся музыка была одинаковой. Это отношение хорошо служило ей на протяжении многих лет, и это проявляется каждый раз, когда вы берете в руки один из ее альбомов, благодаря ее врожденной способности накладывать свой личный, проникновенный отпечаток на мелодии из таких разнообразных жанров.
Бетти мечтала о карьере певицы. Выросшая в 50-х и начале 60-х, когда расы все еще были разделены, все артисты, которых она видела по телевизору, были белыми, что оставило ее с убеждением, что у нее, афроамериканки, никогда не было шансов.
Но все это изменилось в один прекрасный день, когда она привлекла внимание Тимми Шоу, соул-певца, чья самая известная песня “Gonna Send You Back to Georgia” достигла 41-й строчки в чарте Billboard Hot 100 в 1964 году. “Ты знаешь, что умеешь петь?” спросил он. “Я сказала: ”Я хочу петь, я бы хотела“, - вспоминает Бетти, - "но я не думала, что кто-то еще подумает, что я могу петь как профессионал". “И он сказал: ”Тебе не обязательно быть взрослой, чтобы петь!""
Вскоре после этого Тимми Шоу познакомил ее со своим продюсером Джонни Мэй Мэтьюз. Ныне известная как крестная мать детройтской соул-сцены, она была певицей, владелицей лейбла и бизнесвумен, в чью конюшню входили как Supremes, так и Temptations до расцвета Motown.
В то время Мэтьюз работала с другим артистом над записью песни “Мой мужчина - он любящий мужчина”(“My Man -- He’s a Lovin’ Man” ) - вспоминает Лаветт. “Но та не смогла сделать это так, как хотела Джонни Мэй. Она дала мне шанс, и я подумала про себя… ‘Я тоже не смогу! (смеется)”.
В то время у Бетти не было проблем с исполнением песен, которые она слышала по радио. Но исполнять то, чего она никогда раньше не слышала... ни единого шанса! Однако в течение десяти дней Бетти Джо Хаскинс сотворила чудо и представила себя, как Бетти Лаветт, взяв псевдоним у своей подруги Шермы Лаветт Андерсон. “После того, как я выбрала имя и оно мне нравилось, я иногда забывала, что это мое имя. Люди начинали говорить: ‘Мисс Лаветт…Мисс Лаветт…Мисс Лаветт”...и мой менеджер напоминал мне: "Они разговаривают с вами!""
Записанный в 1962 году и быстро подхваченный Atlantic Records, “My Man” стал главным R & B-хитом зимой 63-64 годов, в результате чего Бетти присоединилась к Клайду Макфэттеру, Бену Э. Кингу, Чаку Джексону, Барбаре Линн и Отису Реддингу в крупных турах.
“Но я ненавидела эту песню!” - настаивает она сегодня. “Мне было 16, и это было своего рода ‘взрослением’. Мои друзья не танцевали под подобную музыку, но сейчас мне это нравится (смеётся)!”
Тогда она была еще недостаточно взрослой, чтобы понимать слова, но ее исполнение мелодии приобретает совершенно иное измерение, когда она поет ее сегодня на концерте. (Убедитесь сами здесь: www.youtube.com/watch?v=kDPXOoStt9I и вот здесь: www.youtube.com/watch?v=OK0uNn9fi4k .)
Год спустя она снова попала в чарты с песней “Let Me Down Easy”, что привело к гастролям в составе James Brown Revue. Но увы, Лаветт стала самой известной афроамериканской вокалисткой, которая никогда не попадала в поп–чарты. Тогда это было главным источником разочарования – настолько, что она попросила владельца лейбла Джерри Векслера, соучредителя лейбла и человека, который изобрел термин “ритм-энд-блюз”, освободить ее от контракта - оглядываясь назад, она признает это была самая большая ошибка в ее жизни.
“Он спросил меня, куда же я пойду, - говорит она, - а я и сама не знала. К тому времени я думала, что смогу петь где угодно. Я думала, что могла бы обратиться в другую компанию в Нью-Йорке, и они записали меня еще одну пластинку.
“Джерри дал мне свой личный чек на 500 долларов и сказал: "Тебе это понадобится". И он был прав…Мне нужно было еще два личных чека! Пока я не подписала контракт с Calla (год спустя), я могла позвонить мистеру Векслеру домой и спросить его, не переведет ли он мне ещё 25 или 50 долларов, и он бы перевел!”
Для Бетти это было очень трудное время. Мало того, что ее первый менеджер погиб в автомобильной катастрофе через два месяца после ее дебюта, но и Нейт Маккалла, владелец ее нового лейбла, также был убит в результате нападения мафии.
Конец 60-х и большая часть 70-х годов были полны серьезных взлетов и падений. Подписав контракт с Silver Fox в 69-м, она записала “He Made a Woman Out of Me” и “Do Your Duty”, которые попали в R& B Top 40. Затем она вернулась на Atlantic и отправилась в Muscle Shoals Sound Studios в Алабаме, (где Арета записала многие из своих хитов), чтобы записать свой первый альбом "Child of the Seventies". Печально, однако, что он пролежал на полке до 2000 года, когда наконец был выпущен под названием Souvenirs французским издательством Art and Soul .
Белой полосой было то, что она получила Cleo, высшую награду в области рекламы, за свою работу над рекламой пива Schaffer в 1971 году, а также записала диско-хит для West End, песню “Doin’ the Best That I Can”.
Жизнь Лаветт приняла позитивный поворот в 78-м, когда она получила главную женскую роль в национальной гастрольной труппе мюзикла Bubbling Brown Sugar, номинированного на премию "Тони", который воссоздавал звучание и атмосферу ночного клуба в Гарлеме. В течение следующих шести лет ее героиня, Ирен Пейдж, танцевала и пела напротив Кэба Кэллоуэя, человека, который сделал этот фильм хитом на Бродвее.
“Они искали кого-нибудь на замену Вивиан Рид, - вспоминает Бетти, - и не смогли найти того, кто мог бы танцевать и петь так ГРОМКО. Я могла петь громче, чем она, и я умела танцевать. Они сказали: "Ну, а ты умеешь танцевать чечетку?" А я ответила: "Не-а-а!’
“Но они научили меня. Хони Коулз (один из настоящих гигантов чечетки и человек, который позже преподавал танцы в Йельском университете) помог мне. Я не стала (Биллом) Боджанглзом (Робинсоном, еще одной суперзвездой чечетки), но я сыграла свою роль. “Танец с Кэбом Кэллоуэем был для меня как фантазия. Мне никогда больше нигде в жизни не было так весело, потому что, по моему мнению, шоу-бизнес был таким... ты надеваешь что-то красивое, выходишь и поешь одну песню,.. а потом уходишь!”
Ближе к концу этого тура Лаветт подписала контракт с Motown и выпустила Tell Me a Lie - свой первый официально выпущенный альбом - в 1982 году, который включал хит Top 40 “Right in the Middle (of Falling in Love)”. Несмотря на свой успех, ее карьера потом в известном смысле вошла в штопор и так продолжалось на протяжении большей части двух десятилетий.
Единственное, что ее спасло, по ее словам, - это обожание, которое она получила в Британии от поклонников движения Northern Soul, которое наполняло ночные клубы музыкой, созданной чернокожими артистами из Детройта и Чикаго, которые выпускали отличные мелодии, но их часто не замечали, потому что они были подписаны на небольшие лейблы с небольшим распространением или вообще без него.
“Они поддерживали во мне жизнь с Let Me Down Easy”, - настаивает она, имея в виду концертный сет, который она выпустила на голландском лейбле Munich Records. “Всякий раз, когда я туда возвращаюсь, я говорю: "Вы, ребята, буквально поддерживали во мне жизнь!’ Они не позволили этой записи умереть – тем самым не позволив умереть мне!”
В 2005 ее альбом I've Got My Own Hell to Raise был назван в списках многих критиков "Лучший за 2005 год". В 2006 году, воспользовавшись успехом I've Got My Own Hell To Raise и отзывами о ее концертах, альбом Child of the Seventies был переиздан Rhino Handmade с несколькими ранее не издававшимися треками. Альбом был встречен с одобрением критиков. Затем вышел Take Another Little Piece of My Heart, компакт-диск, содержащий все песни, которые она записала для Silver Fox и SSS International в 1969 и 1970 годах. Диск включал три неизданных трека, а также два дуэта с Хэнком Баллардом.
Ее следующий альбом, The Scene of the Crime, дебютировал на первом месте в чарте лучших блюзовых альбомов Billboard и был номинирован на премию "Грэмми" за лучший современный блюзовый альбом 2008 года. В 2008 году она получила премию Blues Music Award в номинации "Лучшая современная блюзовая певица". Также в 2008 году Reel Music переиздала на CD ее пластинку Motown "Tell Me A Lie". Альбом содержал оригинальный дизайн обложки, который не использовался при выпуске пластинки.
В 2009 году Sundazed выпустила на CD альбом Do Your Duty, который состоял из ее одиннадцати сольных треков, записанных для Silver Fox и SSS International. В июне 2009 года EP из шести песен, Change Is Gonna Come Sessions, был выпущен только для скачивания. В 2013 и 2014 годах Лаветт была номинирована на премию Blues Music Award в категории "Исполнительница современного блюза" Альбом Лаветт Worthy был номинирован на премию "Грэмми" в 2016 году за лучший блюзовый альбом. В 2016 году Лаветт получила премию Blues Music Award как исполнительница соул-блюза года. В мае 2020 года Лаветт получила еще одну награду в области блюзовой музыки в номинации "Исполнительница соул-блюза года" 28 августа 2020 года она выпустила новый студийный альбом Blackbirds, который представляет собой альбом песен женщин 1950-х годов. Blackbirds был номинирован на 63-ю ежегодную премию "Грэмми" как лучший современный блюзовый альбом.
Эклектичный музыкальный стиль Лаветт сочетает в себе элементы соула, блюза, рок-н-ролла, фанка, госпела и кантри-музыки. В 2020 году она была введена в Зал славы блюза. В 2021 году Бетти снова получила премию Blues Music Award в номинации "Исполнительница соул-блюза года".
Остается загадкой, почему некоторым артистам требуется так много времени, чтобы добиться успеха, несмотря на их бесспорно огромный талант. Возьмем в качестве примера случай с Бетти Лаветт. Несомненно, уроженка Мичигана была одним из самых ярких представителей мира блюза на протяжении последних 20 лет, пополнив свою копилку наградами в области блюзовой музыки и номинациями на "Грэмми".
Но подумайте вот о чем: Бетти записала свой первый хит в чартах R and B в возрасте 16 лет в 1963 году – за целых четыре года до того, как Арета Франклин добилась успеха, – и провела годы в гастролях в долгоиграющем мюзикле Bubbling Brown Sugar, пела и отбивала там чечетку! --в том числе и напротив Кэба Кэллоуэя. Бетти Лаветт, конечно, имела достижения в своей карьере. Но любой истинный меломан согласится: настоящий успех для нее был очень запоздалым!
Bettye LaVette - Blues For The Weepers
Бетти Джо Хаскинс родилась 26 января 1946 года в Маскегоне, штат Мичиган и недолго росла в Понтиаке, прежде чем ее семья окончательно обосновалась в Детройте, когда ей было три года. Она - дочь трудолюбивых родителей, оба провели свою жизнь, работая на заводах, производивших запчасти и автомобили для General Motors. Она называла Motown домом большую часть своих 60 лет, прежде чем поселиться в Уэст-Ориндж, штат Нью-Джерси, с мужем/менеджером Кевином Кайли более десяти лет назад.
“Мои родители работали всю неделю, а по выходным продавали кукурузный ликер”, - вспоминает она. “В 1946 году, если вы хотели выпить после работы, вы не могли пойти в бар, если вы были чернокожим – поэтому они приходили ко нам домой. Мать продавала барбекю и сэндвичи с курицей... а также пинты или полпинты пива.
“Я шучу, что выросла в забегаловке во внеурочное время. Но это было просто место, куда можно было пойти выпить и чего-нибудь перекусить. Все работали в одном и том же месте, и вы могли выставить счет в долг до зарплаты - а в день зарплаты наш дом был переполнен.
Отец Бетти любил R&B и госпел, а мама предпочитала кантри, и все это постоянно крутилось в музыкальном автомате, который они держали в гостиной. Уже тогда она была звездой, стояла на музыкальном автомате, все еще одетая в подгузник, и пела и танцевала под звуки Би Би Кинга, Луиса Джордана, Реда Фоули и Роя Роджерса.
Для ее слуха вся музыка была одинаковой. Это отношение хорошо служило ей на протяжении многих лет, и это проявляется каждый раз, когда вы берете в руки один из ее альбомов, благодаря ее врожденной способности накладывать свой личный, проникновенный отпечаток на мелодии из таких разнообразных жанров.
Бетти мечтала о карьере певицы. Выросшая в 50-х и начале 60-х, когда расы все еще были разделены, все артисты, которых она видела по телевизору, были белыми, что оставило ее с убеждением, что у нее, афроамериканки, никогда не было шансов.
Но все это изменилось в один прекрасный день, когда она привлекла внимание Тимми Шоу, соул-певца, чья самая известная песня “Gonna Send You Back to Georgia” достигла 41-й строчки в чарте Billboard Hot 100 в 1964 году. “Ты знаешь, что умеешь петь?” спросил он. “Я сказала: ”Я хочу петь, я бы хотела“, - вспоминает Бетти, - "но я не думала, что кто-то еще подумает, что я могу петь как профессионал". “И он сказал: ”Тебе не обязательно быть взрослой, чтобы петь!""
Вскоре после этого Тимми Шоу познакомил ее со своим продюсером Джонни Мэй Мэтьюз. Ныне известная как крестная мать детройтской соул-сцены, она была певицей, владелицей лейбла и бизнесвумен, в чью конюшню входили как Supremes, так и Temptations до расцвета Motown.
В то время Мэтьюз работала с другим артистом над записью песни “Мой мужчина - он любящий мужчина”(“My Man -- He’s a Lovin’ Man” ) - вспоминает Лаветт. “Но та не смогла сделать это так, как хотела Джонни Мэй. Она дала мне шанс, и я подумала про себя… ‘Я тоже не смогу! (смеется)”.
В то время у Бетти не было проблем с исполнением песен, которые она слышала по радио. Но исполнять то, чего она никогда раньше не слышала... ни единого шанса! Однако в течение десяти дней Бетти Джо Хаскинс сотворила чудо и представила себя, как Бетти Лаветт, взяв псевдоним у своей подруги Шермы Лаветт Андерсон. “После того, как я выбрала имя и оно мне нравилось, я иногда забывала, что это мое имя. Люди начинали говорить: ‘Мисс Лаветт…Мисс Лаветт…Мисс Лаветт”...и мой менеджер напоминал мне: "Они разговаривают с вами!""
Записанный в 1962 году и быстро подхваченный Atlantic Records, “My Man” стал главным R & B-хитом зимой 63-64 годов, в результате чего Бетти присоединилась к Клайду Макфэттеру, Бену Э. Кингу, Чаку Джексону, Барбаре Линн и Отису Реддингу в крупных турах.
“Но я ненавидела эту песню!” - настаивает она сегодня. “Мне было 16, и это было своего рода ‘взрослением’. Мои друзья не танцевали под подобную музыку, но сейчас мне это нравится (смеётся)!”
Тогда она была еще недостаточно взрослой, чтобы понимать слова, но ее исполнение мелодии приобретает совершенно иное измерение, когда она поет ее сегодня на концерте. (Убедитесь сами здесь: www.youtube.com/watch?v=kDPXOoStt9I и вот здесь: www.youtube.com/watch?v=OK0uNn9fi4k .)
Год спустя она снова попала в чарты с песней “Let Me Down Easy”, что привело к гастролям в составе James Brown Revue. Но увы, Лаветт стала самой известной афроамериканской вокалисткой, которая никогда не попадала в поп–чарты. Тогда это было главным источником разочарования – настолько, что она попросила владельца лейбла Джерри Векслера, соучредителя лейбла и человека, который изобрел термин “ритм-энд-блюз”, освободить ее от контракта - оглядываясь назад, она признает это была самая большая ошибка в ее жизни.
“Он спросил меня, куда же я пойду, - говорит она, - а я и сама не знала. К тому времени я думала, что смогу петь где угодно. Я думала, что могла бы обратиться в другую компанию в Нью-Йорке, и они записали меня еще одну пластинку.
“Джерри дал мне свой личный чек на 500 долларов и сказал: "Тебе это понадобится". И он был прав…Мне нужно было еще два личных чека! Пока я не подписала контракт с Calla (год спустя), я могла позвонить мистеру Векслеру домой и спросить его, не переведет ли он мне ещё 25 или 50 долларов, и он бы перевел!”
Для Бетти это было очень трудное время. Мало того, что ее первый менеджер погиб в автомобильной катастрофе через два месяца после ее дебюта, но и Нейт Маккалла, владелец ее нового лейбла, также был убит в результате нападения мафии.
Конец 60-х и большая часть 70-х годов были полны серьезных взлетов и падений. Подписав контракт с Silver Fox в 69-м, она записала “He Made a Woman Out of Me” и “Do Your Duty”, которые попали в R& B Top 40. Затем она вернулась на Atlantic и отправилась в Muscle Shoals Sound Studios в Алабаме, (где Арета записала многие из своих хитов), чтобы записать свой первый альбом "Child of the Seventies". Печально, однако, что он пролежал на полке до 2000 года, когда наконец был выпущен под названием Souvenirs французским издательством Art and Soul .
Белой полосой было то, что она получила Cleo, высшую награду в области рекламы, за свою работу над рекламой пива Schaffer в 1971 году, а также записала диско-хит для West End, песню “Doin’ the Best That I Can”.
Жизнь Лаветт приняла позитивный поворот в 78-м, когда она получила главную женскую роль в национальной гастрольной труппе мюзикла Bubbling Brown Sugar, номинированного на премию "Тони", который воссоздавал звучание и атмосферу ночного клуба в Гарлеме. В течение следующих шести лет ее героиня, Ирен Пейдж, танцевала и пела напротив Кэба Кэллоуэя, человека, который сделал этот фильм хитом на Бродвее.
“Они искали кого-нибудь на замену Вивиан Рид, - вспоминает Бетти, - и не смогли найти того, кто мог бы танцевать и петь так ГРОМКО. Я могла петь громче, чем она, и я умела танцевать. Они сказали: "Ну, а ты умеешь танцевать чечетку?" А я ответила: "Не-а-а!’
“Но они научили меня. Хони Коулз (один из настоящих гигантов чечетки и человек, который позже преподавал танцы в Йельском университете) помог мне. Я не стала (Биллом) Боджанглзом (Робинсоном, еще одной суперзвездой чечетки), но я сыграла свою роль. “Танец с Кэбом Кэллоуэем был для меня как фантазия. Мне никогда больше нигде в жизни не было так весело, потому что, по моему мнению, шоу-бизнес был таким... ты надеваешь что-то красивое, выходишь и поешь одну песню,.. а потом уходишь!”
Ближе к концу этого тура Лаветт подписала контракт с Motown и выпустила Tell Me a Lie - свой первый официально выпущенный альбом - в 1982 году, который включал хит Top 40 “Right in the Middle (of Falling in Love)”. Несмотря на свой успех, ее карьера потом в известном смысле вошла в штопор и так продолжалось на протяжении большей части двух десятилетий.
Единственное, что ее спасло, по ее словам, - это обожание, которое она получила в Британии от поклонников движения Northern Soul, которое наполняло ночные клубы музыкой, созданной чернокожими артистами из Детройта и Чикаго, которые выпускали отличные мелодии, но их часто не замечали, потому что они были подписаны на небольшие лейблы с небольшим распространением или вообще без него.
“Они поддерживали во мне жизнь с Let Me Down Easy”, - настаивает она, имея в виду концертный сет, который она выпустила на голландском лейбле Munich Records. “Всякий раз, когда я туда возвращаюсь, я говорю: "Вы, ребята, буквально поддерживали во мне жизнь!’ Они не позволили этой записи умереть – тем самым не позволив умереть мне!”
В 2005 ее альбом I've Got My Own Hell to Raise был назван в списках многих критиков "Лучший за 2005 год". В 2006 году, воспользовавшись успехом I've Got My Own Hell To Raise и отзывами о ее концертах, альбом Child of the Seventies был переиздан Rhino Handmade с несколькими ранее не издававшимися треками. Альбом был встречен с одобрением критиков. Затем вышел Take Another Little Piece of My Heart, компакт-диск, содержащий все песни, которые она записала для Silver Fox и SSS International в 1969 и 1970 годах. Диск включал три неизданных трека, а также два дуэта с Хэнком Баллардом.
Ее следующий альбом, The Scene of the Crime, дебютировал на первом месте в чарте лучших блюзовых альбомов Billboard и был номинирован на премию "Грэмми" за лучший современный блюзовый альбом 2008 года. В 2008 году она получила премию Blues Music Award в номинации "Лучшая современная блюзовая певица". Также в 2008 году Reel Music переиздала на CD ее пластинку Motown "Tell Me A Lie". Альбом содержал оригинальный дизайн обложки, который не использовался при выпуске пластинки.
В 2009 году Sundazed выпустила на CD альбом Do Your Duty, который состоял из ее одиннадцати сольных треков, записанных для Silver Fox и SSS International. В июне 2009 года EP из шести песен, Change Is Gonna Come Sessions, был выпущен только для скачивания. В 2013 и 2014 годах Лаветт была номинирована на премию Blues Music Award в категории "Исполнительница современного блюза" Альбом Лаветт Worthy был номинирован на премию "Грэмми" в 2016 году за лучший блюзовый альбом. В 2016 году Лаветт получила премию Blues Music Award как исполнительница соул-блюза года. В мае 2020 года Лаветт получила еще одну награду в области блюзовой музыки в номинации "Исполнительница соул-блюза года" 28 августа 2020 года она выпустила новый студийный альбом Blackbirds, который представляет собой альбом песен женщин 1950-х годов. Blackbirds был номинирован на 63-ю ежегодную премию "Грэмми" как лучший современный блюзовый альбом.
Эклектичный музыкальный стиль Лаветт сочетает в себе элементы соула, блюза, рок-н-ролла, фанка, госпела и кантри-музыки. В 2020 году она была введена в Зал славы блюза. В 2021 году Бетти снова получила премию Blues Music Award в номинации "Исполнительница соул-блюза года".