Анжела Стрели в 76 лет выпустила альбом Ace of Blues (2022, New West) после 17 летнего перерыва. В интервью журналу Blues Blast она рассказывает о своей юности, о блюзе Техаса, легендарном клубе Antone's в Остине, Энтони Клиффорде, Стиви Рэй Воне. Большое полнометражное интервью Марти Гюнтера.
Анджела родилась в Лаббоке, штат Техас, 22 ноября 1945 года, в семье отца-профессора, преподававшего испанский язык в Техасском технологическом институте, и матери, которая руководила детским садом. Анджела выросла в сообществе с богатым музыкальным наследием.
Как и большинство людей, выросших в то время в небольших изолированных сообществах, “мы должны были сами себя развлекать”, - вспоминает Анджела. “И что верно в отношении Техаса, так это то, что там есть целый спектр музыки от джаза до кантри, и у каждого есть свои интересы”. Однако тогда блюз был чем-то инородным, что бурлило под поверхностью в форме свинга западного берега с лазурным оттенком, который создавали the Light Crust Doughboys, Bob Wills & the Texas Playboys, Milton Brown & His Musical Brownies, Spady Cooley и другие, которые заполняли танцполы до Второй мировой войны.
Стрели начала музыкальную жизнь, играя на виолончели в оркестре своей школы. Она проводила ночи, зависая над своим коротковолновым радиоприемником Zenith, который служил воротами к звукам, которые она не могла слышать дома. “Особенность блюза в том, что он может просто схватить тебя, и у тебя нет защиты. Ты попался! Это случилось со мной. Я была совершенно не осведомлена об этом, не знала, как это назвать, и мне просто нужно было начать расследование”. Достать блюзовые пластинки было чрезвычайно трудно, поэтому Стрели прибегла к почтовому заказу, чтобы собрать коллекцию – по ее мнению – бесценных пластинок 1940-х годов. В старших классах она пробовалась в хор, но не прошла отбор. Но ее интерес к музыке был настолько силен, что она начала играть на басу – легкий переход от виолончели.
“Гитара слишком сложна для меня”, - шутит она сегодня. “И я взяла в руки губную гармошку. Но так же, как и в игре на басу, я никогда не была достаточно опытна, чтобы сказать: ”О, я играю на этом". Нет ... я просто надеялась джемовать с людьми с таким же опытом".
Она училась в Карлтон-колледже в Нортфилде, штат Миннесота, пригороде Миннеаполиса, чья главная претензия на известность заключается в том, что это место, где Джесси Джеймс и банда Коула Янгера пытались и потерпели неудачу в ограблении Первого национального банка, это считается последним крупным событием Гражданской войны.
“Это была замечательная школа”, - говорит Анджела. “обычно студент переходит в аспирантуру и получает докторскую степень. Но на моем первом курсе они решили, что это - рутина. Поэтому они пригласили некоторых из нас, кто, возможно, путешествовал немного больше – я была в Аргентине из–за моего отца - или что-то в этом роде, и пригласили нас, чтобы сделать студенческое население более разнообразным.
“Это было действительно забавно, потому что один старшеклассник, которому я нравилась – и который видел, что происходит, - сказал мне: "Слушай, или погрязни в нашей рутине или просто возвращайся в Техас. Не погрязни в этом нашем "" до конца”. Совет задел за живое, потому что Стрели уже поняла, что, несмотря на то, что Нортфилд был приятным сообществом, ему не хватало этнического и культурного разнообразия, в котором она выросла в штате, где одна треть латиноамериканцев, одна треть чернокожих и “одна треть того, что мы привыкли называть ‘Англоязычный”."
Не имея возможности устроиться на летнюю работу после того, как покинула Миннесоту после второго курса, Анджела записалась на женскую программу для студентов, проводимую YMCA в Сан-Антонио. Получив задание войти в сообщество и опросить жителей об их самых больших проблемах, она и другие абитуриенты жили вместе в западной части города в районе, где преобладают чернокожие и латиноамериканцы, что, по ее словам, было достаточно интересно, и это познакомило ее с черной госпел-музыкой, к которой она привыкла. с тех пор глубоко любима.
Она вспоминает, что озарение пришло однажды в воскресенье в баптистской церкви Македонии. “У них было несколько настоящих певцов, органист - и пианист тоже. Я была сзади, стараясь быть незаметным. Но это было чудесно!”
До поступления в Техасский университет той осенью, который она в конечном итоге окончила с двойной специализацией в области психологии и социологии, Стрели впервые отправилась в Чикаго в попытке исследовать настоящий блюз. Следуя совету коллеги-фаната, она направилась прямиком в Jazz Record Mart, чтобы найти владельца Боба Кестера, который управлял Delmark Records.
Самый важный путеводитель по блюзовой сцене Города Ветров на протяжении десятилетий, Кестер был ходячей энциклопедией о том, кто где играл и как туда попасть, обязательно предоставляя подробную информацию о различных клубах и о том, что посетителям нужно знать, прежде чем зайти, хорошо зная, что многие рекомендованные заведения, которые он посещал, были расположены иногда в самых опасных районов города.
”Он был так о-о-о полезен", - вспоминает Анджела. “Я ходил в Mother Blues (один из первых клубов Северной Стороны в городе, где проходили блюзовые выступления).…Я могла бы пойти туда одна. Но если я хотела пойти в "Пепперс" (на изолированной Южной стороне), я знала, что мне лучше быть в компании. Я ездила туда с британским журналистом.”
Поймав Бадди Гая и Мадди Уотерса во время этой поездки - и сообщив Мадди, что она приехала “аж из Техаса, чтобы увидеть его”, она использовала учебную тему как предлог, чтобы вернуться в город шесть месяцев спустя, кульминацией которого было посещение Сильвио - легендарный клуб на Вест–Сайде , чтобы увидеть выступление Хаулин Вулфа в канун Нового года.
Как она отмечает в примечаниях к обложке своего нового альбома: “Я не ожидала встретиться с ним на самом деле, но он стоял у двери, впуская людей - пугающий персонаж, а я была ужасно плохо одета. Как в фильме, который я видела о нем, я ожидала, что Вулф будет выступать, сидя в кресле. Нет, он крался по сцене и в какой-то момент начал ползти вверх по занавесу! “Я потеряла дар речи”.
Анджела присоединилась к своей первой группе в качестве вокалистки – в первую очередь, по ее словам, потому, что кто-то другой уже играл на басу до того, как the Fabulous Rockets организовалась вместе с гитаристом /харпистом Льюисом Каудри. Год спустя она стала бэк-вокалисткой в группе James Polk and the Brothers. Органист, саксофонист и перкуссионист, который провел годы в качестве аранжировщика, дирижера и автора песен для Рэя Чарльза, Джеймсу Полку сейчас за 80, он профессор колледжа на пенсии, но все еще выступает на местном уровне, где его признают крестным отцом джаза в Остине.
“Я ходила смотреть на его выступления еще до того, как стал профессионалом”, - говорит Стрели. “Он прекрасный человек. Быть в его группе - значит быстро научиться владеть инструментом. “Мы путешествовали довольно далеко, даже до Мидленда, который стал почти домом. Это было увлекательно, потому что я играла в черных клубах, что было пугающе, потому что я была всего лишь начинающим музыкантом – и к тому же не самым уверенным в себе человеком. Я обрела большую уверенность, просто пройдя через это”.
Анджела записала свой первый альбом в ту эпоху, когда она выступала с Каудри в группе, которая позиционировала себя как Angela & Lewis и the Sunnyland Special, в состав которой входил и позднее оригинальный басист Fabulous Thunderbirds Кит Фергюсон. Они записали один сингл “Do Something/My Backscratcher”, который был выпущен на лейбле Moontower более десяти лет спустя.
Он был записан в студии, открытой Хэнком Алричем в Южном Остине, которая на протяжении десятилетий служила домом для давно работающего лейбла Armadillo Records и возможность записать его появилась по приглашению фаната. “Это было потрясающее место”, - вспоминает Анджела. “У них были все инструменты Danelectro, усилители Danelectro... все! Я не была серьёзным музыкантом, но я знала, что Danelectro - это круто!”
Следующая группа Каудри, The Storm, стала первой крупной блюзовой группой на сцене Остина – неудивительно, потому что в ее окончательный звездный состав вошли Джимми Вон и Денни Фримен на гитарах, Дерек О'Брайен и Дойл Брэмхолл на барабанах и Фергюсон на басу. Однако вскоре после этого они оказались в центре внимания следующей группы Стрели, Southern Feeling и заложили основу, которая превратила Остин в “Мировую столицу живой музыки”.
Основанная в 1972 году совместно с У.К. Кларком (одним из самых любимых блюзменов штата "Одинокой звезды" ) и Фрименом, Стрели, группа завоевала постоянных поклонников, но места, где они играли, по ее словам, “все были маленькими и очень фанковыми”.
Но все это изменилось из-за одного суперфана. Поклонник блюза Клиффорд Энтон, молодой человек лет 20 с небольшим, только что переехал из Порт-Артура и считал, что Анджела, группа и всё блюзовое сообщество заслуживают гораздо лучшего. Он быстро завербовал Стрели, чтобы тот помог ему открыть Antone's, новый клуб на 600 человек на Шестой улице в самом центре города. “Одной из главных целей было рассказать людям о блюзе”, - говорит она, отмечая: “В Остине огромное количество студентов. Это не только Техасский университет ... в городе есть пять колледжей (Конкордия, Хьюстон-Тиллотсон, Сент-Эдвардс и Общественный колледж Остина - другие, поменьше).
“Клиффорд излагал так : "Послушайте, я собираюсь впустить этих студентов в клуб максимум за пару долларов, чтобы они увидели наших героев. Они должны заинтересоваться ими, а затем прийти посмотреть на настоящих блюзменов, если мы только сможем их зацепить”. Энтон был, вероятно, единственным человеком, который верил, что это сработает, и, черт возьми, он сделал это!
“К счастью, в те дни... к сожалению... даже у Мадди или Бадди Гая было не так много концертов”, - говорит Анджела, которая стала главным поваром и мойщиком бутылок во всем заведении, делая все необходимое, чтобы двери оставались открытыми. “Дела у американского проекта ”Блюз" шли неважно, и они были счастливы приехать в Остин".
В те дни хедлайнеры играли с местным аккомпанирующим коллективом в течение нескольких вечеров – единственным исключением был Альберт Коллинз, который привез свою группу из Хьюстона в трех часах езды, и несколько других талантов, которые сделали то же самое. Но даже это было особенным, потому что это была не обычная хаус-группа, это были Джимми Вон, Ким Уилсон и оригинальный состав the Fabulous Thunderbirds, которые поразили всех, как молния сразу после того как были сформированы.
“Клиффорд знал, что они относятся к этому серьезно и будут хорошо подготовлены к поддержке того, кто приехал”, - вспоминает Стрели. “И если вы говорите об Отисе Раше, вы должны были быть действительно начеку, потому что он мог дать вам сет-лист для изучения ... и вы могли изучить его и быть готовыми ... и в тот вечер он не исполнил бы ни одной из этих песен. “Это был замечательный опыт для всех нас. Оказаться на сцене с этими крутыми блюзменами было особенным. И иметь возможность тусоваться с ними в течение дня, потому что им особо нечего было делать, тоже было особенным”.
Почти все лучшие блюзмены той эпохи выступали в клубе Остина, включая Отиса, Альберта и Би Би Кинга, Бобби “Блю” Блэнда, Санниленда Слима и Джимми Рида. Когда появился Литл Милтон, он даже пригласил Анджелу присоединиться к нему в гастрольном туре, заманчивое предложение, от которого ей пришлось отказаться из-за своих обязанностей по дому.
По словам Анджелы, многие приглашенные артисты давали советы, в том числе Мадди, который посоветовала ей задержаться на последней части фразы на несколько секунд для придания особого значения. Это был лишь один из многих уроков, которые сослужили ей хорошую службу и помогли ей добиться того, чтобы газета Austin Chronicle пять лет подряд признавала ее лучшей певицей города.
Жизнь в клубе Энтона Клиффорда (Antone's) никогда не была скучной – чему способствовал тот факт, что Клиффорд, который умер в возрасте 56 лет в 2006 году, жил быстро и не стеснялся нарушать правила. Он и его партнеры запустили несколько различных предприятий для привлечения капитала, некоторые честные, а некоторые... ну... нет."
Осужденный за незаконный оборот наркотиков в начале 80-х, Клиффорд провёл “отпуск” в федеральной тюрьме, и Стрели полностью взяла на себя управление его компанией Antone. Тем не менее, в свою защиту она отмечает, что он был очень добрым человеком, который приходил на помощь музыкантам в их тяжелые моменты и добавляет: “Он и его коллеги не закончили колледж и не смогли найти нормальную работу. Им приходилось использовать свое воображение, чтобы выжить”.
Анджела начала писать песни еще до того, как начались неприятности, благодаря поддержке Фримена. И пока Клиффорд был в "отпуске", она решила установить рекорды Энтона, назначив себя его президентом.
”Это был еще один момент из серии "кто-то должен был это сделать", - отмечает она. “Отчасти это было эгоистично, потому что у меня действительно был приличный послужной список. Благодаря моему отцу и одной моей поклоннице, которая получила семейное наследство, у меня было достаточно денег, чтобы пойти в студию и сделать что-то.
“Но... я не хотела просто выпускать свою пластинку. Я хотела сделать что-то большее, чем я сама. Вот почему я основала Antone's – и наняла действительно умного человека, Карлана Мейджора, для создания бизнеса”.
Лейбл дебютировал в 1986 году с EP Анджелы Стрели Stranger Blues, который продавался достаточно хорошо, чтобы другие артисты тоже захотели присоединиться, в их числе молодой гитарист из Новой Англии по имени Ронни Хорват, который вскоре дебютировал как Ронни Эрл с "I Like It When It Rains."
На протяжении многих лет список Antone включал десятки релизов самых разных суперзвездных артистов, включая Джеймса Коттона, Мемфиса Слима, Мэтта “Гитары” Мерфи, Дуга Сэма, Сила Джонсона, Пайнтопа Перкинса, Кэролин Уандерленд, Эли, Дики Беттса и десятки тяжеловесов Техаса. К сожалению, операции на лейбле приостановились после подачи заявления о банкротстве после смерти Клиффорда и последовавших за этим затяжных судебных разбирательств.
Что касается Стрели, то вслед за EP она выпустила полноценный альбом Soul Shake, а затем объединила усилия с Лу Энн Бартон и Марсией Болл на Dreams Come True в 1990 году. До выхода Ace of Blues прошлой осенью в ее каталоге было всего несколько дисков - Blonde and Blue на Rounder (1993), Deja Blue на House of Blues (1998), самостоятельно выпущенный Live from Rancho Nicasio (2001) и Blue Highway на M.C. Records (2005) - вместе с парой малоизвестных широкой публике синглов, которые она записала с Фрименом и Уилсоном на V8 в середине 80-х.
Очень удачной вышла кооперация с коллегой из Техаса Лу Энн Бартон и великолепной клавишницей с побережья Мексиканского залива Марсией Болл для Dreams Come True и в качестве участницы Blues Broads – ее партнерство с Трейси Нельсон, Дороти Моррисон и Энни Сэмпсон – для Live (Delta Groove 2012). Она и the Broads продолжают выступать пару раз в год на Западном побережье и по сей день.
Но роль Анджелы в американской популярной музыке гораздо серьёзнеее, чем запись нескольких альбомов, управление звукозаписывающим лейблом и парой баров. Она несет ответственность за то, что поставила подростка Стиви Рэя Вона на путь, который привел его к суперзвездности в то время, когда он просто мечтал о начале сольной карьеры. Тогда он был просто талантливым молодым гитаристом в группе, возглавляемой У.К. Кларком, в которую входили несколько других тяжеловесов Остина.
“В первый раз, когда я увидела Стиви, я была в Континентальном клубе (Continental Club), который все еще существует в Южном Остине”, - вспоминает она. “Я выступала, и обратила внимание на ясноглазого ребенка, который смотрел на меня. Другие люди пили и хорошо проводили время, но он был поглощен тем, что делала я. “Я не разговаривала с ним тем вечером…Я думаю, он был довольно застенчив – и я тоже.
“Я не думаю, что у него была квартира или что-то в этом роде”, - вспоминает Анджела. “Он спал на диванах и тому подобном или на чем угодно, что мог предложить его старший брат (Джимми). Он проводил свои послеполуденные часы у Энтони, никого не беспокоя, но просто чтобы быть там на случай, если зайдет кто то из крутых музыкантов, что случалось часто.
“Альберт Кинг был одним из таких... но довольно грубым мужиком, который мог заставить вас вздрогнуть, потому что он серьезно относился ко многим вещам. Я сказала: "Слушай, Альберт, здесь есть один парень, и он сильно любит твою музыку, хочет научился играть, как ты’. “Альберт нашел это забавным. Он вытащил Стиви на сцену вместе с собой, что значило для Стиви многое”.
После той первой встречи у Альберта и Стиви завязалась крепкая дружба. И, к счастью, это принесло плоды, которыми поклонники блюза могут наслаждаться сегодня благодаря концертному сету In Session, выпущенному Stax, который был записан в Торонто в 1983 году и неоднократно переиздавался, последний раз в прошлом году.
Уже будучи монстром гитары, Вон крайне неохотно пробовал свои силы в пении во времена когда Анджела впервые встретила его. “Перспектива этого напугала его до смерти”, - говорит она. “Но он угадал увидеть свое будущее и понял, что то, чем он хотел бы заниматься, было .. играть на гитаре, руководить группой и просто иметь трио. Я почти уверена, что он возможно был вдохновлен Билли Гиббонсом, который тогда только что стартовал с ZZ Top в Хьюстоне.
“Однажды он пришел просто чтобы спросить меня: "Как сократить размер гитарной темы там, где я должен по-настоящему петь?" “Я сказала: "Стиви, просто выбери одну песню, которую ты любишь, и пой только эту песню, пока не добьешься успеха”."
Он выбрал песню арканзасского блюзмена Ларри Дэвиса “Texas Flood”, впервые записанную в 1958 году и которую сама Анджела исполняла в течение многих лет. Пройдя обретя уверенность в себе как певец, Стиви действительно сделал песню своей собственной – настолько, что Стрели фактически вычеркнула ее из своего сет-листа.
Влияние Стрели на карьеру Стиви продолжалось на протяжении всей его жизни. И по мере того, как его слава росла, по ее словам, он настоял на том, чтобы она сопровождала его на самых важных концертах, в том числе на его CD Live from Carnegie Hall, на котором ее вокал поразил публику исполнением стандарта Альберта Кинга “C.O.D.”. Ее голос также украшает и другие альбомы Стиви.
Хотя Остин - по-прежнему любимое место Стрели, её нынешняя компания Strehli базируется в Северной Калифорнии с 1989 года. Переезд произошел после того, как она появилась в ночном клубе Боза Скаггса Slims в Сан-Франциско через неделю после его открытия и влюбилась в его совладельца Боба Брауна, бывшего менеджера Пабло Круза и Хьюи Льюиса. Они с Бобом открыли Rancho Nicasio – популярное музыкальное заведение в помещении и на открытом воздухе, ресторан и центр мероприятий примерно в часе езды к северу от Сан–Франциско в округе Марин - в 1993 году, и с тех пор она использует свою сообразительность, которую развивала в Antone's, чтобы успешно поддерживать его в рабочем состоянии.
Сама себя называющая “очень ленивой исполнительницей”, Анджела открыто признает, что именно он был ответственен за то, чтобы вернуть ее в студию для Ace of Blues. Как она пишет в примечаниях к посту: “Мой дорогой муж посмотрел на меня и сказал вскоре после моего 76-летия: "Послушай, тебе не кажется, что тебе пора записать пластинку? Я думаю, твои поклонники хотели бы услышать от тебя...”"
Застигнутая врасплох, она напомнила ему, что не писала никакого нового материала с тех пор, как отправила свой последний диск в мусорную корзину более десяти лет назад. “Я вроде как уже сказала то, что хотела сказать о своей жизни и своем опыте на моих предыдущих альбомах”, - говорила она . Однако, когда Боб предложил ей посвятить новую работу тому, чтобы отдать дань уважения ее кумирам юности и добавил, что ей стоит сосредоточится на менее известных их мелодиях. И она согласилась. “Я подумала: "Это довольно хороший вызов..найти песню, которая не была бы слишком заиграна”, - говорит она. “Боб очень умный человек... определённо!”
Открывающийся песней “Two Steps from the Blues”, которая вывела Бобби “Блю” Блэнда” на первый план в 1962 году, диск также включает произведения Элмора Джеймса, Чака Берри, О.В. Райта, Мадди, Вулфа, Отиса Раша, Отиса Клея, Милтона и великой госпел певицы Дороти Лав Коутс.
И хотя большинство песен родились в Чикаго или Мемфисе, все новые прочтения проникнуты техасской атмосферой. Единственным оригиналом является “SRV”, дань уважения и любви Анджелы Стиви Рэй Вону – номер, над написанием которого Анджела билась годами, потому что чувствовала, что очень важно правильно подобрать слова, чтобы выразить, как много Вон действительно значил для нее, как музыкант и друг.
Подготовка к записи была долгой из–за того, что Стрели потребовалось время, чтобы освоиться с незнакомым материалом - было бы намного проще, если бы она записывала стандарты. Все, что связано на диске воедино, - это выдающаяся ажурная работа давнего друга и частого товарища по группе Могучего Майка Шермера (Mighty Mike Schermer) вместе с двумя разными бэк-группами. И весь вокал был записан одновременно с музыкантами.
Дополнительным бонусом является буклет, наполненный личными воспоминаниями и фотографиями, сделанными во время ее пребывания в Остине. По ее словам, альбом еще более особенный, потому что это первый релиз в возрождении the Antone's благодаря его нынешнему владельцу, New West Records. Для Стрели жизнь действительно прошла полный круг!
Автор интервью и журнала Blues Blast Марти Гюнтер живет в Шарлотте, штат Северная Каролина, и его первый опыт работы с живой музыкой относится к первому поколению легенд блюза на фолк-фестивалях в Ньюпорте в 1960-х годах. Бывший член чикагского блюзового сообщества, он профессиональный журналист и блюзовый харпист, который стал одним из основателей the Nucklebusters, одной из самых трудолюбивых групп в Южной Флориде.
"Что вы делаете, если вы певица, которая десятилетиями с комфортом отдыхала от гастролей, в течение которых вы управляли успешным рестораном / ночным клубом, и ваш муженек мягко предлагает вам записать еще один сольный альбом после 17-летнего перерыва? Если вы - Анджела Стрели, бесспорная королева техасского блюза, то вы идете в студию и записываете пластинку, которая взлетает на вершину чартов!
Как сходятся во мнении поклонники и критики по всему миру, это долгожданное возвращение на сцену Анджелы, одного из самых тихих и непритязательных людей в индустрии, несмотря на то, что она была одной из самых важных фигур в развитии блюзовой сцены Остина. Журнал Blues Blast настиг ее несколько недель назад, когда она переводила дух дома в Никасио, штат Калифорния, наслаждаясь кратковременным отдыхом от непогоды, которая неделями обрушивалась на Западное побережье, и восстанавливаясь после своего первого тура за целую вечность.
Как сходятся во мнении поклонники и критики по всему миру, это долгожданное возвращение на сцену Анджелы, одного из самых тихих и непритязательных людей в индустрии, несмотря на то, что она была одной из самых важных фигур в развитии блюзовой сцены Остина. Журнал Blues Blast настиг ее несколько недель назад, когда она переводила дух дома в Никасио, штат Калифорния, наслаждаясь кратковременным отдыхом от непогоды, которая неделями обрушивалась на Западное побережье, и восстанавливаясь после своего первого тура за целую вечность.
Анджела родилась в Лаббоке, штат Техас, 22 ноября 1945 года, в семье отца-профессора, преподававшего испанский язык в Техасском технологическом институте, и матери, которая руководила детским садом. Анджела выросла в сообществе с богатым музыкальным наследием.
Как и большинство людей, выросших в то время в небольших изолированных сообществах, “мы должны были сами себя развлекать”, - вспоминает Анджела. “И что верно в отношении Техаса, так это то, что там есть целый спектр музыки от джаза до кантри, и у каждого есть свои интересы”. Однако тогда блюз был чем-то инородным, что бурлило под поверхностью в форме свинга западного берега с лазурным оттенком, который создавали the Light Crust Doughboys, Bob Wills & the Texas Playboys, Milton Brown & His Musical Brownies, Spady Cooley и другие, которые заполняли танцполы до Второй мировой войны.
Стрели начала музыкальную жизнь, играя на виолончели в оркестре своей школы. Она проводила ночи, зависая над своим коротковолновым радиоприемником Zenith, который служил воротами к звукам, которые она не могла слышать дома. “Особенность блюза в том, что он может просто схватить тебя, и у тебя нет защиты. Ты попался! Это случилось со мной. Я была совершенно не осведомлена об этом, не знала, как это назвать, и мне просто нужно было начать расследование”. Достать блюзовые пластинки было чрезвычайно трудно, поэтому Стрели прибегла к почтовому заказу, чтобы собрать коллекцию – по ее мнению – бесценных пластинок 1940-х годов. В старших классах она пробовалась в хор, но не прошла отбор. Но ее интерес к музыке был настолько силен, что она начала играть на басу – легкий переход от виолончели.
“Гитара слишком сложна для меня”, - шутит она сегодня. “И я взяла в руки губную гармошку. Но так же, как и в игре на басу, я никогда не была достаточно опытна, чтобы сказать: ”О, я играю на этом". Нет ... я просто надеялась джемовать с людьми с таким же опытом".
Она училась в Карлтон-колледже в Нортфилде, штат Миннесота, пригороде Миннеаполиса, чья главная претензия на известность заключается в том, что это место, где Джесси Джеймс и банда Коула Янгера пытались и потерпели неудачу в ограблении Первого национального банка, это считается последним крупным событием Гражданской войны.
“Это была замечательная школа”, - говорит Анджела. “обычно студент переходит в аспирантуру и получает докторскую степень. Но на моем первом курсе они решили, что это - рутина. Поэтому они пригласили некоторых из нас, кто, возможно, путешествовал немного больше – я была в Аргентине из–за моего отца - или что-то в этом роде, и пригласили нас, чтобы сделать студенческое население более разнообразным.
“Это было действительно забавно, потому что один старшеклассник, которому я нравилась – и который видел, что происходит, - сказал мне: "Слушай, или погрязни в нашей рутине или просто возвращайся в Техас. Не погрязни в этом нашем "" до конца”. Совет задел за живое, потому что Стрели уже поняла, что, несмотря на то, что Нортфилд был приятным сообществом, ему не хватало этнического и культурного разнообразия, в котором она выросла в штате, где одна треть латиноамериканцев, одна треть чернокожих и “одна треть того, что мы привыкли называть ‘Англоязычный”."
Не имея возможности устроиться на летнюю работу после того, как покинула Миннесоту после второго курса, Анджела записалась на женскую программу для студентов, проводимую YMCA в Сан-Антонио. Получив задание войти в сообщество и опросить жителей об их самых больших проблемах, она и другие абитуриенты жили вместе в западной части города в районе, где преобладают чернокожие и латиноамериканцы, что, по ее словам, было достаточно интересно, и это познакомило ее с черной госпел-музыкой, к которой она привыкла. с тех пор глубоко любима.
Она вспоминает, что озарение пришло однажды в воскресенье в баптистской церкви Македонии. “У них было несколько настоящих певцов, органист - и пианист тоже. Я была сзади, стараясь быть незаметным. Но это было чудесно!”
До поступления в Техасский университет той осенью, который она в конечном итоге окончила с двойной специализацией в области психологии и социологии, Стрели впервые отправилась в Чикаго в попытке исследовать настоящий блюз. Следуя совету коллеги-фаната, она направилась прямиком в Jazz Record Mart, чтобы найти владельца Боба Кестера, который управлял Delmark Records.
Самый важный путеводитель по блюзовой сцене Города Ветров на протяжении десятилетий, Кестер был ходячей энциклопедией о том, кто где играл и как туда попасть, обязательно предоставляя подробную информацию о различных клубах и о том, что посетителям нужно знать, прежде чем зайти, хорошо зная, что многие рекомендованные заведения, которые он посещал, были расположены иногда в самых опасных районов города.
”Он был так о-о-о полезен", - вспоминает Анджела. “Я ходил в Mother Blues (один из первых клубов Северной Стороны в городе, где проходили блюзовые выступления).…Я могла бы пойти туда одна. Но если я хотела пойти в "Пепперс" (на изолированной Южной стороне), я знала, что мне лучше быть в компании. Я ездила туда с британским журналистом.”
Поймав Бадди Гая и Мадди Уотерса во время этой поездки - и сообщив Мадди, что она приехала “аж из Техаса, чтобы увидеть его”, она использовала учебную тему как предлог, чтобы вернуться в город шесть месяцев спустя, кульминацией которого было посещение Сильвио - легендарный клуб на Вест–Сайде , чтобы увидеть выступление Хаулин Вулфа в канун Нового года.
Как она отмечает в примечаниях к обложке своего нового альбома: “Я не ожидала встретиться с ним на самом деле, но он стоял у двери, впуская людей - пугающий персонаж, а я была ужасно плохо одета. Как в фильме, который я видела о нем, я ожидала, что Вулф будет выступать, сидя в кресле. Нет, он крался по сцене и в какой-то момент начал ползти вверх по занавесу! “Я потеряла дар речи”.
Анджела присоединилась к своей первой группе в качестве вокалистки – в первую очередь, по ее словам, потому, что кто-то другой уже играл на басу до того, как the Fabulous Rockets организовалась вместе с гитаристом /харпистом Льюисом Каудри. Год спустя она стала бэк-вокалисткой в группе James Polk and the Brothers. Органист, саксофонист и перкуссионист, который провел годы в качестве аранжировщика, дирижера и автора песен для Рэя Чарльза, Джеймсу Полку сейчас за 80, он профессор колледжа на пенсии, но все еще выступает на местном уровне, где его признают крестным отцом джаза в Остине.
“Я ходила смотреть на его выступления еще до того, как стал профессионалом”, - говорит Стрели. “Он прекрасный человек. Быть в его группе - значит быстро научиться владеть инструментом. “Мы путешествовали довольно далеко, даже до Мидленда, который стал почти домом. Это было увлекательно, потому что я играла в черных клубах, что было пугающе, потому что я была всего лишь начинающим музыкантом – и к тому же не самым уверенным в себе человеком. Я обрела большую уверенность, просто пройдя через это”.
Анджела записала свой первый альбом в ту эпоху, когда она выступала с Каудри в группе, которая позиционировала себя как Angela & Lewis и the Sunnyland Special, в состав которой входил и позднее оригинальный басист Fabulous Thunderbirds Кит Фергюсон. Они записали один сингл “Do Something/My Backscratcher”, который был выпущен на лейбле Moontower более десяти лет спустя.
Он был записан в студии, открытой Хэнком Алричем в Южном Остине, которая на протяжении десятилетий служила домом для давно работающего лейбла Armadillo Records и возможность записать его появилась по приглашению фаната. “Это было потрясающее место”, - вспоминает Анджела. “У них были все инструменты Danelectro, усилители Danelectro... все! Я не была серьёзным музыкантом, но я знала, что Danelectro - это круто!”
Следующая группа Каудри, The Storm, стала первой крупной блюзовой группой на сцене Остина – неудивительно, потому что в ее окончательный звездный состав вошли Джимми Вон и Денни Фримен на гитарах, Дерек О'Брайен и Дойл Брэмхолл на барабанах и Фергюсон на басу. Однако вскоре после этого они оказались в центре внимания следующей группы Стрели, Southern Feeling и заложили основу, которая превратила Остин в “Мировую столицу живой музыки”.
Основанная в 1972 году совместно с У.К. Кларком (одним из самых любимых блюзменов штата "Одинокой звезды" ) и Фрименом, Стрели, группа завоевала постоянных поклонников, но места, где они играли, по ее словам, “все были маленькими и очень фанковыми”.
Но все это изменилось из-за одного суперфана. Поклонник блюза Клиффорд Энтон, молодой человек лет 20 с небольшим, только что переехал из Порт-Артура и считал, что Анджела, группа и всё блюзовое сообщество заслуживают гораздо лучшего. Он быстро завербовал Стрели, чтобы тот помог ему открыть Antone's, новый клуб на 600 человек на Шестой улице в самом центре города. “Одной из главных целей было рассказать людям о блюзе”, - говорит она, отмечая: “В Остине огромное количество студентов. Это не только Техасский университет ... в городе есть пять колледжей (Конкордия, Хьюстон-Тиллотсон, Сент-Эдвардс и Общественный колледж Остина - другие, поменьше).
“Клиффорд излагал так : "Послушайте, я собираюсь впустить этих студентов в клуб максимум за пару долларов, чтобы они увидели наших героев. Они должны заинтересоваться ими, а затем прийти посмотреть на настоящих блюзменов, если мы только сможем их зацепить”. Энтон был, вероятно, единственным человеком, который верил, что это сработает, и, черт возьми, он сделал это!
“К счастью, в те дни... к сожалению... даже у Мадди или Бадди Гая было не так много концертов”, - говорит Анджела, которая стала главным поваром и мойщиком бутылок во всем заведении, делая все необходимое, чтобы двери оставались открытыми. “Дела у американского проекта ”Блюз" шли неважно, и они были счастливы приехать в Остин".
В те дни хедлайнеры играли с местным аккомпанирующим коллективом в течение нескольких вечеров – единственным исключением был Альберт Коллинз, который привез свою группу из Хьюстона в трех часах езды, и несколько других талантов, которые сделали то же самое. Но даже это было особенным, потому что это была не обычная хаус-группа, это были Джимми Вон, Ким Уилсон и оригинальный состав the Fabulous Thunderbirds, которые поразили всех, как молния сразу после того как были сформированы.
“Клиффорд знал, что они относятся к этому серьезно и будут хорошо подготовлены к поддержке того, кто приехал”, - вспоминает Стрели. “И если вы говорите об Отисе Раше, вы должны были быть действительно начеку, потому что он мог дать вам сет-лист для изучения ... и вы могли изучить его и быть готовыми ... и в тот вечер он не исполнил бы ни одной из этих песен. “Это был замечательный опыт для всех нас. Оказаться на сцене с этими крутыми блюзменами было особенным. И иметь возможность тусоваться с ними в течение дня, потому что им особо нечего было делать, тоже было особенным”.
Почти все лучшие блюзмены той эпохи выступали в клубе Остина, включая Отиса, Альберта и Би Би Кинга, Бобби “Блю” Блэнда, Санниленда Слима и Джимми Рида. Когда появился Литл Милтон, он даже пригласил Анджелу присоединиться к нему в гастрольном туре, заманчивое предложение, от которого ей пришлось отказаться из-за своих обязанностей по дому.
По словам Анджелы, многие приглашенные артисты давали советы, в том числе Мадди, который посоветовала ей задержаться на последней части фразы на несколько секунд для придания особого значения. Это был лишь один из многих уроков, которые сослужили ей хорошую службу и помогли ей добиться того, чтобы газета Austin Chronicle пять лет подряд признавала ее лучшей певицей города.
Жизнь в клубе Энтона Клиффорда (Antone's) никогда не была скучной – чему способствовал тот факт, что Клиффорд, который умер в возрасте 56 лет в 2006 году, жил быстро и не стеснялся нарушать правила. Он и его партнеры запустили несколько различных предприятий для привлечения капитала, некоторые честные, а некоторые... ну... нет."
Осужденный за незаконный оборот наркотиков в начале 80-х, Клиффорд провёл “отпуск” в федеральной тюрьме, и Стрели полностью взяла на себя управление его компанией Antone. Тем не менее, в свою защиту она отмечает, что он был очень добрым человеком, который приходил на помощь музыкантам в их тяжелые моменты и добавляет: “Он и его коллеги не закончили колледж и не смогли найти нормальную работу. Им приходилось использовать свое воображение, чтобы выжить”.
Анджела начала писать песни еще до того, как начались неприятности, благодаря поддержке Фримена. И пока Клиффорд был в "отпуске", она решила установить рекорды Энтона, назначив себя его президентом.
”Это был еще один момент из серии "кто-то должен был это сделать", - отмечает она. “Отчасти это было эгоистично, потому что у меня действительно был приличный послужной список. Благодаря моему отцу и одной моей поклоннице, которая получила семейное наследство, у меня было достаточно денег, чтобы пойти в студию и сделать что-то.
“Но... я не хотела просто выпускать свою пластинку. Я хотела сделать что-то большее, чем я сама. Вот почему я основала Antone's – и наняла действительно умного человека, Карлана Мейджора, для создания бизнеса”.
Лейбл дебютировал в 1986 году с EP Анджелы Стрели Stranger Blues, который продавался достаточно хорошо, чтобы другие артисты тоже захотели присоединиться, в их числе молодой гитарист из Новой Англии по имени Ронни Хорват, который вскоре дебютировал как Ронни Эрл с "I Like It When It Rains."
На протяжении многих лет список Antone включал десятки релизов самых разных суперзвездных артистов, включая Джеймса Коттона, Мемфиса Слима, Мэтта “Гитары” Мерфи, Дуга Сэма, Сила Джонсона, Пайнтопа Перкинса, Кэролин Уандерленд, Эли, Дики Беттса и десятки тяжеловесов Техаса. К сожалению, операции на лейбле приостановились после подачи заявления о банкротстве после смерти Клиффорда и последовавших за этим затяжных судебных разбирательств.
Что касается Стрели, то вслед за EP она выпустила полноценный альбом Soul Shake, а затем объединила усилия с Лу Энн Бартон и Марсией Болл на Dreams Come True в 1990 году. До выхода Ace of Blues прошлой осенью в ее каталоге было всего несколько дисков - Blonde and Blue на Rounder (1993), Deja Blue на House of Blues (1998), самостоятельно выпущенный Live from Rancho Nicasio (2001) и Blue Highway на M.C. Records (2005) - вместе с парой малоизвестных широкой публике синглов, которые она записала с Фрименом и Уилсоном на V8 в середине 80-х.
Очень удачной вышла кооперация с коллегой из Техаса Лу Энн Бартон и великолепной клавишницей с побережья Мексиканского залива Марсией Болл для Dreams Come True и в качестве участницы Blues Broads – ее партнерство с Трейси Нельсон, Дороти Моррисон и Энни Сэмпсон – для Live (Delta Groove 2012). Она и the Broads продолжают выступать пару раз в год на Западном побережье и по сей день.
Но роль Анджелы в американской популярной музыке гораздо серьёзнеее, чем запись нескольких альбомов, управление звукозаписывающим лейблом и парой баров. Она несет ответственность за то, что поставила подростка Стиви Рэя Вона на путь, который привел его к суперзвездности в то время, когда он просто мечтал о начале сольной карьеры. Тогда он был просто талантливым молодым гитаристом в группе, возглавляемой У.К. Кларком, в которую входили несколько других тяжеловесов Остина.
“В первый раз, когда я увидела Стиви, я была в Континентальном клубе (Continental Club), который все еще существует в Южном Остине”, - вспоминает она. “Я выступала, и обратила внимание на ясноглазого ребенка, который смотрел на меня. Другие люди пили и хорошо проводили время, но он был поглощен тем, что делала я. “Я не разговаривала с ним тем вечером…Я думаю, он был довольно застенчив – и я тоже.
“Я не думаю, что у него была квартира или что-то в этом роде”, - вспоминает Анджела. “Он спал на диванах и тому подобном или на чем угодно, что мог предложить его старший брат (Джимми). Он проводил свои послеполуденные часы у Энтони, никого не беспокоя, но просто чтобы быть там на случай, если зайдет кто то из крутых музыкантов, что случалось часто.
“Альберт Кинг был одним из таких... но довольно грубым мужиком, который мог заставить вас вздрогнуть, потому что он серьезно относился ко многим вещам. Я сказала: "Слушай, Альберт, здесь есть один парень, и он сильно любит твою музыку, хочет научился играть, как ты’. “Альберт нашел это забавным. Он вытащил Стиви на сцену вместе с собой, что значило для Стиви многое”.
После той первой встречи у Альберта и Стиви завязалась крепкая дружба. И, к счастью, это принесло плоды, которыми поклонники блюза могут наслаждаться сегодня благодаря концертному сету In Session, выпущенному Stax, который был записан в Торонто в 1983 году и неоднократно переиздавался, последний раз в прошлом году.
Уже будучи монстром гитары, Вон крайне неохотно пробовал свои силы в пении во времена когда Анджела впервые встретила его. “Перспектива этого напугала его до смерти”, - говорит она. “Но он угадал увидеть свое будущее и понял, что то, чем он хотел бы заниматься, было .. играть на гитаре, руководить группой и просто иметь трио. Я почти уверена, что он возможно был вдохновлен Билли Гиббонсом, который тогда только что стартовал с ZZ Top в Хьюстоне.
“Однажды он пришел просто чтобы спросить меня: "Как сократить размер гитарной темы там, где я должен по-настоящему петь?" “Я сказала: "Стиви, просто выбери одну песню, которую ты любишь, и пой только эту песню, пока не добьешься успеха”."
Он выбрал песню арканзасского блюзмена Ларри Дэвиса “Texas Flood”, впервые записанную в 1958 году и которую сама Анджела исполняла в течение многих лет. Пройдя обретя уверенность в себе как певец, Стиви действительно сделал песню своей собственной – настолько, что Стрели фактически вычеркнула ее из своего сет-листа.
Влияние Стрели на карьеру Стиви продолжалось на протяжении всей его жизни. И по мере того, как его слава росла, по ее словам, он настоял на том, чтобы она сопровождала его на самых важных концертах, в том числе на его CD Live from Carnegie Hall, на котором ее вокал поразил публику исполнением стандарта Альберта Кинга “C.O.D.”. Ее голос также украшает и другие альбомы Стиви.
Хотя Остин - по-прежнему любимое место Стрели, её нынешняя компания Strehli базируется в Северной Калифорнии с 1989 года. Переезд произошел после того, как она появилась в ночном клубе Боза Скаггса Slims в Сан-Франциско через неделю после его открытия и влюбилась в его совладельца Боба Брауна, бывшего менеджера Пабло Круза и Хьюи Льюиса. Они с Бобом открыли Rancho Nicasio – популярное музыкальное заведение в помещении и на открытом воздухе, ресторан и центр мероприятий примерно в часе езды к северу от Сан–Франциско в округе Марин - в 1993 году, и с тех пор она использует свою сообразительность, которую развивала в Antone's, чтобы успешно поддерживать его в рабочем состоянии.
Сама себя называющая “очень ленивой исполнительницей”, Анджела открыто признает, что именно он был ответственен за то, чтобы вернуть ее в студию для Ace of Blues. Как она пишет в примечаниях к посту: “Мой дорогой муж посмотрел на меня и сказал вскоре после моего 76-летия: "Послушай, тебе не кажется, что тебе пора записать пластинку? Я думаю, твои поклонники хотели бы услышать от тебя...”"
Застигнутая врасплох, она напомнила ему, что не писала никакого нового материала с тех пор, как отправила свой последний диск в мусорную корзину более десяти лет назад. “Я вроде как уже сказала то, что хотела сказать о своей жизни и своем опыте на моих предыдущих альбомах”, - говорила она . Однако, когда Боб предложил ей посвятить новую работу тому, чтобы отдать дань уважения ее кумирам юности и добавил, что ей стоит сосредоточится на менее известных их мелодиях. И она согласилась. “Я подумала: "Это довольно хороший вызов..найти песню, которая не была бы слишком заиграна”, - говорит она. “Боб очень умный человек... определённо!”
Открывающийся песней “Two Steps from the Blues”, которая вывела Бобби “Блю” Блэнда” на первый план в 1962 году, диск также включает произведения Элмора Джеймса, Чака Берри, О.В. Райта, Мадди, Вулфа, Отиса Раша, Отиса Клея, Милтона и великой госпел певицы Дороти Лав Коутс.
И хотя большинство песен родились в Чикаго или Мемфисе, все новые прочтения проникнуты техасской атмосферой. Единственным оригиналом является “SRV”, дань уважения и любви Анджелы Стиви Рэй Вону – номер, над написанием которого Анджела билась годами, потому что чувствовала, что очень важно правильно подобрать слова, чтобы выразить, как много Вон действительно значил для нее, как музыкант и друг.
Подготовка к записи была долгой из–за того, что Стрели потребовалось время, чтобы освоиться с незнакомым материалом - было бы намного проще, если бы она записывала стандарты. Все, что связано на диске воедино, - это выдающаяся ажурная работа давнего друга и частого товарища по группе Могучего Майка Шермера (Mighty Mike Schermer) вместе с двумя разными бэк-группами. И весь вокал был записан одновременно с музыкантами.
Дополнительным бонусом является буклет, наполненный личными воспоминаниями и фотографиями, сделанными во время ее пребывания в Остине. По ее словам, альбом еще более особенный, потому что это первый релиз в возрождении the Antone's благодаря его нынешнему владельцу, New West Records. Для Стрели жизнь действительно прошла полный круг!
Автор интервью и журнала Blues Blast Марти Гюнтер живет в Шарлотте, штат Северная Каролина, и его первый опыт работы с живой музыкой относится к первому поколению легенд блюза на фолк-фестивалях в Ньюпорте в 1960-х годах. Бывший член чикагского блюзового сообщества, он профессиональный журналист и блюзовый харпист, который стал одним из основателей the Nucklebusters, одной из самых трудолюбивых групп в Южной Флориде.