William Clarke – The Early Years Volume 1 1978-1985

К 10 летию со дня смерти музыканта усилиями его вдовы Жанетт Кларк-Лодовичи , её второго мужа Джо, дочери Джины Лопес и с помощью его друзей-музыкантов был выпущен двойной компакт на фирме Watch Dog Records (маленькая независимая фирма самого Кларка с 1983 по 2011 выпускала все его альбомы).
 

В двухтомник вошли записи Кларка 1978-1985 и 1985-1991 годов. Watch Dog Records – WD1008 . Этот компакт диск- первый том. Полный набор фотоизображений представлен на сайте Discogs  Компакт диск имеет скромный 4 страничный буклет с сообщением Гордона Брауна (Gordon Brown)

William Clarke - Hittin' Heavy

"Фаны, ликуйте - ещё несколько ранних записей великого Уильяма Кларка. Во втором томе мы получим потрясающую возможность наблюдать за развитием звукоизвлечения и своеобразного стиля этого блюзового гиганта на ранних стадиях его персонального путешествия к вершинам блюза.

Я вспоминаю об отзывах о нём больших музыкантов в 1987: "Блюзовых харпистов (губная гармошка) есть много- говорил мне барабанщик Эд Манм (Ed Manm) - но если вы хотите услышать что-то исключительное, идите и послушайте парня, которого зовут Уильям Кларк ".

Я понял это, прослушав альбом "Can't You Hear Me Calling" от Rivers Records (1983). Обложка альбома заинтриговала меня - черно-белая, с непритязательным фото сидящего человека, пьющего пиво. В воздухе просто витала какая-то скромность, неброскость. На черном фоне - другое фото, женщина глядит, улыбаясь понимающе. Жаннет, его жена, могла всегда следить, как он рос в большого мастера-блюзмена. "Она всегда была за меня горой, с самого начала, она - главная причина, почему я играю музыку", он говорил мне позже, так же честно и прямо, как и играл.

Далее Гордон Браун пишет в восторженных тонах о работах Уильяма Кларка:

"Я ждал в предвкушении, пока проигрывателе не заиграл первый трек "Ice Cream man". Первые же такты поразили меня. Это был мощный звук. Он свинговал, как сумасшедший. Музыка его была страстной и энергичной, в ней чувствовалось сильное влияние саксофона, ощущение биг-бэнда, которое возвращало меня к моей страсти к джазу. Звук был грубый, но утонченный. В нем было что-то серьезное, естественное (как и в обложке для пластинки).

Я слышал разговоры музыкантов, затем крики "Blow, blow!", призывающие к взрывной гитаре Джоэла Фоя (Joel Foy). Бэнд был сплочён и свободен одновременно. В нем было спонтанное живое качество и контролируемый опыт музыкантов, которые точно знали, куда они направляются.

"Что-то исключительное" началось. Мне понравилась его фразировка - одновременно и мощная, и с тонкими нюансами. В этом была своеобразная экономия. Обманчиво простая. То, как он держал ноту. Я никогда не слышал такого звукоизвлечения раньше и оно восхитило меня. Это было то, что они называли West Coast стилем, прививка на чикагский блюз свинга и джаза, как прививает садовник отросток культурной яблони на ветви дикой.

Вдохновлённый прослушанным диском, я написал Кларку о том, как сильно мне нравится музыка, которую он делает. Спросил его, есть ли у него в планах поездка в Европу. два года спустя мы встретились за сценой после его выступления на блюзовом фестивале в Утрехте, в Нидерландах. Он показал мне несколько приемов игры на губной гармошке и это было начало нашей долгой дружбы.

В последующие годы я узнал о нём больше, как о человеке, о его личных качествах и понял, как много для него значила музыка, которая была точным отражением его самого. Он говорил : "Мой блюз идет из глубины, от эмоций , прямо из сердца. Немного с джазовым подходом, немного со свингом ". Как все великие артисты, он старался играть так, чтобы это выглядело обманчиво легко. Его песни говорили о нём, как о человеке с чувством собственного достоинства, верном жене и семье, которую он сильно любил, человеке с корнями из рабочего класса и его борьбе за то, чтобы обеспечить семью, одиночестве при жизни в турах, наматывая тысячи километров для выступлений, ночей с party и выпивкой. Он был живым и щедрым человеком, как и его учителя Shakey Jake Harris и George Smith, он всегда был готов помочь советом и приободрить коллег.

Круг замкнулся, почти 20 лет спустя я слушаю "Ice Cream man" вновь. Это уже другая версия, записанная около 1978 года. Она в духе свинговавшего в 1953 году Джона Брима, а Кларк немного переделывает её в манере Литл Уолтера. "Джон Брим говорил Уильяму, что ему очень понравилась такая версия. Я никогда не забуду радостную гримасу на лице Билли в тот момент" -вспоминает Жаннетт.

Сейчас мы уже не можем точно сказать, какие музыканты играли на треках во втором томе (в отличие от первого тома, где составы музыкантов определены). Кассета с записями была найдена Жаннетт неподписанной, без указания дат записи. "Они считались просто черновыми записями. Я чуть было не назвала этот компакт диск "Затерянные кассеты Уильяма Кларка" Тем не менее , на обложке второго тома упоминаются Ронни Эрл, Джонни Дайер, Митч Кэшмар, Рашид Абдулла и Джордж Гармоника Смит, все - довольно известные для серьёзных любителей блюза имена. В самом ли деле именно эти музыканты участвовали в записях второго тома- точно утверждать невозможно.

Слушая эти записи, мы можем определить первые признаки развития звукоизвлечения Уильяма, его вокала и стиля игры, столь знакомого по его поздним работам, которые стали столь значительны, что позволили появиться весьма востребованным пластинкам на солидном "Аллигаторе". Там он превратился в выдающегося певца, композитора и аранжировщика.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мои "пираты". Список компактов, блюз и блюз-рок

Ronnie Earl - Healing Time

Taj Mahal - Savoy . 2023