пятница, 28 августа 2015 г.

Breakout 1972 Karate

Тадеуш Налепа родился 28 августа в 1943 году в семье музыкантов, игравших народную музыку, в деревне Жглобень, недалеко от городка Жешув. Начал учиться играть сначала на скрипке и аккордеоне, окончил музыкальную школу в Жешуве по классускрипки, кларнета и контрабаса. Услышав песни Битлз, начал играть на гитаре. Начинал как и многие польские группы с биг-бита, дебютировал в возрасте 20 лет в июле 1963 года на втором конкурсе молодых талантов в Щецине, где он с Мирой Кубасинской получил первую премию в категории вокальных дуэтов, что-то спев на ломаном английском. 9 января 1964 они поженились в Валбжихе, Мира (настоящее имя -Марианна) тоже была из музыкальной семьи любителей потанцевать и сыграть на аккордеоне или скрипке, они познакомились в Жешуве.
Takie moje miasto jest


В августе 1965 года Налепа с женой организовал группу "Блэкаут" (Затемнение), первое выступление состоялось 3 сентября 1965 все в том же  Жешуве в клубе "Коммуникатор" ("Łącznościowiec"), располагавшемся в здании старой почты. Эффект дебюта был столь значителен, что на второе выступление зрители рвались,   разбивая стекла в окнах и ломая двери. Ансамбль играл стандарты из репертуара Битлз и Роллинг Стоунз, а местным творческим образцом для группы Налепы сначала послужили "Небесно-черные"(Niebiesko-Czarny), но коллектив быстро стал говорить на своем творческом языке. Признательность публики придала им уверенности в себе, последовали записи в Варшаве, где их коллектив преподнесли, как откровение. Блэкаут в 1965 получили награду на Национальной Ярмарке за "интерпретации", в 1966-1967 годах их много транслировали на польском радио, они записали альбом "Blackout" с хитом "Анна" и просуществовали до конца 1967 года.

Польский политический режим времен Владислава Гомулки предполагал молодежную политику мягкого контроля и не препятствовал творчеству эпатирующих ансамблей и их шумным концертам, предпочитая локализовать молодежь в концертные залы и клубы, а не на уличные политические демонстрации. Налепа, впрочем, никогда не был политическим активистом или шоумэном, музыку и не шумное общение с избранными друзьями предпочитал всему остальному.

Популярности работ Налепы поспособствовала и далеко не банальная лирика Богдана Лоэбла, с которым он сотрудничал долгие годы, начиная со времен "Блэкаут". Новая группа Налепы "Breakout" выделилась тем, что первой в Польше и возможно в Восточной Европе продемонстрировала "фирменное" чисто блюз-роковое звучание. Это объяснялось тем, что он увлекся творчеством Эрика Клэптона и его работами в трио Cream,  у него появились хорошие инструменты (в частности, гитара "Джибсон Лес Пол" с примочкамм) и аппарат, который "Breakout" купили в Голландии , побывав там около десяти раз. Впечатлял и выручал уже достаточный профессионализм самих польских музыкантов.Само название группы (Прорыв, побег) намекало остальным коллегам на резкий отход от устоявшихся канонов тогдашних польских ВИА. Внешний вид музыкантов нового проекта тоже вызывал восхищение представителей польской контркультуры, одеты блюзмены были, как хиппи, дешево, цветисто и грязновато. Власти рекомендовали подчиненным медиа воздержаться от показа таких персонажей по ТВ, не транслировали их песен по радио, но концерты и гастроли, даже зарубежные, разрешали. В декабре 1968 Breakout выдали свой первый большой хит, "Если бы вы любили, эй». Первый полноценный альбом Breakout "С другой стороны радуги" ( "Na drugim brzegu tęczy) в сопровождении джазового музыканта Владимира Нагорны вышел в 1969 году.

Налепа в совместном туре знакомится с музыкантом "Полян" Петреком Пуласки (Piotrek Pułaski), "Поляне" играли на разогреве в туре "Animals" по Польше и Эрик Бурдон, продав Петреку гитару, бонусом добавил магнитофонные записи североамериканских блюзменов. С ними Петрек познакомил Тадеуша. То было время блюзового бума в Британии, Налепе такая музыка понравилась, он решил, что хочет тоже играть такую, но пошел на это только после появления альбома "Bluesbreakers" c Клэптоном. Так появились блюзовые проекты Налепы.

В 1971 выходит альбом "Брейкаут-Блюз", ставший поворотным в его творчестве и творчестве группы. В проекте "Брейкаут-блюз" Налепа ушел от фолк-поп песен протеста, которые исполняла его жена и стал сам петь блюз-рок, стилистически близкий к представителям lay-down blues и напоминающий манеру исполнения Джей Джей Кейла или Эрика Клэптона. Альбомы "Блюз", "Карате" (Послушать ) и "Камни" до сих пор вызывают законное уважение и признание любителей блюза.



В 1970х он и его группа собирали огромные залы. Группа приезжала на гастроли в СССР в 1973-1975 годах, была в Ленинграде-Петербурге, точных дат приездов вспомнить не удается. Песни Налепы "Когда я был малышом", "Они сейчас придут сюда" ,"Я пойду за тобой" стали классикой польского блюза, их считают за честь исполнять современные лучшие польские исполнители. Группа Брейкаут просуществовала 13 лет, записала 10 альбомов и распалась после введения военного положения в Польше в декабре 1981, но иногда возрождалась время от времени, а Налепа выступал сольно в рамках Tadeusz Nalepa Band или с коллективами Oddziału Zamkniętego, Maanamu и  Dżem. Для Миры Кубасинской после распада группы и расставания с Налепой наступили трудные времена, ей приходилось шить подтяжки и работать агентом по доставке краски художникам.

Всего Налепа записал 26 альбомов, блюзы на них преобладают, но в последние годы его жизни песни его были уже не столь ярки и вокал, и в молодости-то не очень сильный, был не слишком впечатляющ. Скорее всего это было связано с прогрессирующей болезнью, которая победила его в 63 года. В последние годы своей жизни он тяжело болел. В связи с почечной недостаточностью проходил диализ, в 1992 году ему была пересажена почка. Умер 4 марта 2007. Сам Налепа скромно оценивал свой вклад в историю польской музыки, сетовал, что записал больше альбомов, чем следовало бы, но говорил, что делал все от души и достиг всего, чего хотел. В последние годы в группе Налепы на гитаре играл их с Марианной сын Петр, которого маленьким мальчиком можно видеть на обложке альбома "Блюз".