Big Mama Thornton - In Europe

Виниловый вариант альбома вышел на Arhoolie Records в 1966 году‎, номер по каталогу F 1028 и эта же фирма в 2005 году выпустила компакт, российский пират в рамках серии (или логотипа Blues Time) тоже выпустил компакт в 2005 году,  Альбом


Этот ее первый большой альбом был записан в студии в Лондоне 20 октября 1965 года в рамках британской части фестиваля, на виниле вышло одиннадцать песен в 1966 году.


Еще шесть записей было добавлено при создании компакта в 2005, в том числе дубли "Собаки" и "Swing It on Home" и пятнадцатиминутное интервью с исполнительницей.

Big Mama Thornton - Sweet Little Angel

Она всю жизнь была "крепким орешком " и относилась к весьма небольшому числу афро американских артистов, которых никогда не обманывали с гонораром. Белые продюсеры просто боялись ее. Уверяли, что она всегда носила в сумочке пистолет и пинту (пол литра) выпивки. Она не ждала терпеливо, когда ей пришлют по почте потиражные, как другие артисты. Она просто приезжала в офис звукозаписывающей компании и с порога спрашивала: "Ублюдки, где мои деньги?" . Желающих заставлять ее ждать не находилось. Новичок в офисе, имевший несчастье быть незнакомым с ее темпераментом, чуть не лишился головы и жизни, приготовившись умереть под точным ударом ее тяжелой сумки и только вовремя выданный чек спас его.

Полицейские старались держаться от нее на расстоянии, но некоторые из них ей симпатизировали и "отмазывали" при жалобах белых на ее поведение, обвиняя жалобщиков в "расизме". Она любила посидеть, выпить и поболтать с друзьями в барах и иногда все же задирала белых, если они там оказывались. Тем не менее, многие считали ее в целом женщиной с добрым сердцем, если бы не ее излишняя мнительность. Она могла буквально взбеситься от оскорблений, реальных или предполагаемых. Особенно она злилась, когда ее провоцировали, спрашивая, почему она так часто носит мужскую одежду : внутренне скорее гетеросексуальная, она всегда отказывалась это объяснить или определенно признать.

Вилли Мэй "Большую Маму" Торнтон скорее всего помнят как первую исполнительницу двух песен - "Hound Dog" и "Ball and Chain". Обе стали большими хитами в исполнении Элвиса и Дженис Джоплин соответственно. Биг Мама получила всего 500 долларов за студийную запись "Hound Dog" в 1952 году (роялти контрактом для нее не было предусмотрено, хотя продано было более двух миллионов копий), песня осталась самой популярной в ее репертуаре, в 1953 она семь недель занимала первое место в R&B списке Billboard.

В исполнении «Freddie Bell & his Bell Boys» песня понравилась Элвису Пресли и тот тоже записал ее в 1956. Он же исполнил ее на телевизионном шоу Milton Berle, собравшем у экранов около сорока миллионов человек, она сделала его известным в мире и стала одной из его "визитных карточек". Его кавер держался 11 недель на первом месте сразу в трех списках: US pop, country и R&B и был продан в количестве 10 миллионов копий. Такой успех версии Пресли и удаление в тень ее версии, привел Торнтон просто в дикую ярость, она обещала "надрать ему задницу" при первой же встрече. Но встречи никогда не произошло. Она искренне считала , что успех Пресли был предопределен цветом его кожи , и не более. История с этой песней - один из самых ярких примеров, когда чернокожий исполнитель получил несравненно меньшую сумму за оригинал, чем белый - за копию.

В 1961 году Торнтон записывает "Ball and Chain", пластинка вышла только в 1968. Дженис Джоплин, услышав как пела эту песню Торнтон в баре в Сан-Франциско, включает свою версию песни в дебютный альбом, проданный миллионным тиражом.

Торнтон была знаменита своим глубоким, мощным голосом и ярко выраженным чувством собственного достоинства по жизни.Стиль ее исполнения - оригинальный госпел-блюз, она не только пела, но играла на губной гармошке и барабанах, причем никогда и нигде в течении жизни музыке не училась, не брала уроков ни вокала , ни инструментов, просто смотрела, как играют и поют другие (в том числе - старший брат "Harp"). Госпел был с ней и в ней - с детства, отец был проповедник баптистской церкви, мать пела в церковном хоре. Бросила школу рано, потому что пришлось ухаживать за заболевшей матерью (в семье было семеро детей). Родилась в Аритоне, но выросла в Монтгомери (все - Алабама).

Трудовую деятельность начала уборщицей в таверне в округе Барбур (Barbour County), штат Алабама. Заменила однажды штатного певца в этом заведении, который запил и убедила владельца заведения, что она будет достойной заменой. Пела, но продолжала опоражнивать в таверне плевательницы и отвозить на грузовичке мусорные бачки. Нотной грамоты она никогда не знала, песни, которые ей нравились, пела по -своему.

Ее пение услышала местная певица Мэри "Бриллиантовый зуб" (Diamond Teeth Mary) и убедила поучаствовать в конкурсе на вакантное место певицы в Ревю промоутера из Атланты Сэмми Грина "Горячий Гарлем" (Sammy Greens Hot Harlem Revue). В четырнадцать лет она стала певицей этого коллектива и гастролировала с ним в течение семи лет в начале 1940х по южным штатам, придерживаясь стилистики, присущей ранее Бесси Смит, играя на губной гармошке и барабанах. Позднее она признавала влияние на нее таких исполнителей, как Smith, Ma Rainey, Junior Parker и Memphis Minnie.

Торнтон переехала в 1948 году в Хьюстон и стала выступать там в клубе "Эльдорадо", делая вклад в развитие "техасского блюза". Первая ее запись (песни "All Right Baby b/w Bad Luck Got My Man") была сделана на маленькой фирме E&W в 1950 году. Затем в 1951 она подписала пятилетний контракт с боссом фирмы звукозаписи Peacock Records Доном Роби (тот впечатлился ее пением и игрой на барабанах в "Эльдорадо"). Она пела в его клубе Bronze Peacock, записала в сопровождениии окестра трубача Джо Скотта (Joe Scott ) весьма достойные песни "Cotton picking Blues" и "Let Your Tears Fall Baby", региональным хитом стал ‘Partnership Blues’.

Менеджер Франк Шиффман из Harlem’s Apollo Theater в 1952 дал ей прозвище “Большая мама Big Mama” после того, как она затмила на шоу в театре хэдлайнера "Маленькую Эстер" (Little Esther Phillips), спев хит Домино 'Have Mercy Baby,

Дон Роби начал сотрудничать с крестным отцом ритм-н-блюза Джонни Отисом. По условиям их соглашения артисты Роби, в том числе и Вилли Мэй, начали участвовать в турах, записях и ревю Отиса. Она стала привлекать внимание публики и однажды Отис свел ее с творческой парой: автором текстов Джерри Либером и композитором Майком Столлером .

Впечатленные знакомством с высокой (6 футов или 183 сантиметра) и крупной (весом 300 фунтов или около 135 кг), со шрамами на лице, острой на язык женщиной, напоминающей внешне медведицу, авторы принесли ей песню "Гончая собака" (Hound Dog). Песня была по тексту достаточно злая и скандальная, основная мысль ее повествования- "ты - ничтожество и не пойти ли тебе на х...? ". Существует информация, что это - вольная переработка текста песни Биг Билла Брунзи "Rattlesnake", которую он пел в 1930х, поэтому авторство этой переработки приписывали себе одновременно Джонни Отис и Либер со Столлером.

Не отставала от них и Вилли Мэй Торнтон, она тоже уверяла всех, что это она -тоже автор песни, она добавила часть текстов и изменила рисунок ритма. Песня была записана в августе 1952 года в стиле госпел, партию барабанов в одном из вариантов исполнял сам Джонни Отис . "Гончая собака" стала самым крупным хитом Peacock за все время его существования. Позднее Элвис спел эту песню с менее грубой лирикой и придал текстам комический оттенок. Тем не менее в результате все равно был обвинен в " анимализме и неприличных намёках, место которым — в борделе. " Но "Гончая собака" позднее признана одной из величайших в рок-н-ролле. Авторство остается за Либером и Столлером.

Контракт с Отисом и Доном Роби закончился и продлевать его с ней не стали, ее карьера начала клониться к закату, хотя ей едва исполнилось 30. После Хьюстона и Peacock Торнотон переселилась в 1957 в Калифорнию, где четыре года вообще не записывала ничего и только в 1961 на "Irma and Bay Tone" были записаны несколько синглов, в том числе "Ball and Chain". Она переехала по приглашению своего старого приятеля Кларенса Брауна (Clarence "Gatemouth" Brown) тоже бывшего артиста Duke-Peacock.

Зарабатывала она в то время на жизнь частыми , но малоденежными концертами в небольших клубах, не имея ни контракта, ни собственного оркестра. Но ей повезло с блюз-ревайвализмом и с новым менеджером, им стал Джимми Мур (Jimmy Moore), который нашел ей место в новом проекте - поездках в Европу на "фестивали"...

В начале шестидесятых популярность рок-н-ролла привлекла внимание к его "отцу родному" -блюзу и , соответственно, к его афро-американским экспонентам. Джазовому публицисту и автору монографий о джазе Иоахиму -Эрнсту Берендту (Joachim-Ernst Berendt) пришла в голову идея познакомить европейцев с блюзом и прямыми его американскими носителями .

Собственно возрастные европейские любители джаза отнеслись к концертам сдержанно, считая блюз примитивным и грубым вариантом протоджаза, но у молодежи Европы блюз и его производные вызвал интерес больший, чем респектабельный "взрослый" джаз.Идея была реализована благодаря германским промоутерам Хорсту Липману Horst Lippmann и Фрицу Рау Fritz Rau.

Торнтон, как и ее иные блюз-коллеги, начала играть и петь в театрализованных концертах, организованных для европейского зрителя и слушателя и получивших название "Американские фестивали народного блюза " (American Folk Blues Festival) и записала в Европе несколько отличных альбомов для фирмы Криса Штрачвитса (Chris Strachwitz) Arhoolie.

Она была одной из главных "звезд" этих концертов, выходила в конце представлений с финальными номерами. На фестивале в Монтре она побывала трижды(1964, 1966 и 1968, Monterey Jazz Festival) В 1965 участвовала в поездках по Германии, Британии и Франции в рамках American Folk Blues Festival и ее сопровождал звездный бэнд , в который входили молодой Бадди Гай, Отис Спэн, Миссиссиппи Фрэд Макдауэлл, Уолтер Хортон, Эдди Бойд,

В Америке она в этот же период записала несколько песен на некрупных фирмах Sotoplay, Kent и в том числе отличную "Life Goes On" на Galaxy. В то время, как афроамериканская аудитория постепенно теряла интерес к блюзу, нарастал интерес к блюзу и фолку у аудитории белых слушателей. Это обстоятельство Торнтон тогда очень выручило, в 1966-1969 годах она была очень востребована в концертных залах студенческих городков, клубах, фолк и рок фестивалях, где ее выходы чередовались с выходами Grateful Dead и Jefferson Airplane.

Дженис Джоплин признавалась публично, что многому научилась у Торнтон и была восхищена ее пением. Музыкальный критик Роберт Кристгау Robert Christgau характеризовал вокал и манеру Джоплин как “ две трети Вилли Мэй Торнтон и одна треть Китти Веллс Kitty Wells".

В 1969 году Биг Мама подписывает договор с Mercury Records и выпускает свой самый коммерчески успешный альбом Stronger Than Dirt, он достигает 198 места в списке популярности Billboard Top 200. Затем по контракту с Pentagram записывает давно для нее желанный альбом госпел-музыки, названный "Спасшиеся" Saved. Она попала в 1973 в автомобильную катастрофу, но выкарабкалась, начала терять вес, став к концу жизни почти хрупкой. Последним альбомом оказался Jail and Sassy Mama для Vanguard Records в 1975. Она не переставала концертную деятельность вплоть до своей смерти в 1984 году

Торнтон любила одевать мужскую одежду, особенно рабочие рубашки и брюки, часто делала это подчеркнуто, это вело к слухам о ее би-сексуальности, но никаких подтверждений никогда так и не появилось. Феминистки нахваливали ее, как пример поведения сильной личности, отвергнувшей патриархальные стереотипы о превосходстве белой расы и представления, какой афро-американская женщина должна быть.

Прожила она всего 57 лет, избыточный алкоголь и избыточный вес сделали свое дело. Обстоятельства ее кончины описываются по-разному. Ряд изданий утверждают, что она умерла в лос-анжелесской ночлежке в одиночестве. Ее друзья однако сообщают, что она собрала у себя компанию вечером 25 июля 1984, в конце встречи около 18 часов позвонила своей сестре Матти и спела ей по телефону песню 'That Lucky Old Sun.' Затем отправилась на диван, выпила немного джина и молока (молочного ликера ?) и уснула, чтобы больше никогда не проснуться. Сердечный приступ произошел во сне.

В 2004 ее именем была названа общественная организация Willie Mae Rock Camp for Girls, предлагающая музыкальное образование для девочек от семи до семнадцати лет.

Впервые опубликовано 02-11-2009