Son House - Father Of Folk Blues

Когда молодые исследователи истории блюза нашли этого великого старого блюзмена, он им радостно заявил, что уже шестнадцать лет не брал гитару в руки. По просьбе продюсера Джона Хэммонда один из этих молодых людей, двадцати двухлетний гитарист Алан Уилсон (позднее - один из основателей Canned Heat) сел с ним рядом и стал учить Сона Хауса играть на гитаре так, как играл Сон Хаус.
 

Роль этого человека велика не только в истории акустического Дельта кантри-блюза, но в истории музыки в целом.

 
Музыкальный новатор, его песни были источником вдохновения для легендарного Роберта Джонсона и несравненного Мадди Уотерса. Его "открывали" трижды, в 1930, 1941 и 1964 годах

Son House - My Black Mama, Pt. 1
Cредний из трех братьев, в 15 лет стал священником баптистской церкви. Музыкант-самоучка, до 25 лет не только не играл на гитаре, но не любил ни этого инструмента, ни гитаристов.Однако затем вдохновился игрой слайд-гитариста Вилли Вильсона. Сон завязал роман с женщиной на десять лет старше его и покинул без разрешения свою службу в сельской церкви, был за это отлучен от баптистского сообщества.

Во время выступления в джук-джойнте посетитель выстрелил ему в ногу, он выстрелил в ответ (не в ногу). Получил 15 лет исправительных работ за убийство, отсидел два года в воспетой блюзменами Parchman Farm (главная тюрьма штата Миссиссиппи) и благодаря отчаянным усилиям родителей был выпущен после пересмотра дела (убийство в целях самообороны)
По совету судьи он покинул Кларксдейл, переехал в Лулу и решил полностью посвятить себя блюзу. Он встретил там единственного и неповторимого Чарли Паттона, смешного, шумного, маленького ростом парня.

Не было на свете двух человек непохожих во всем более, чем Паттон и Хаус. Коротышка, весельчак и крикун Паттон делал все, чтобы привлечь внимание публики, длинный и худой Хаус всегда имел на сцене унылый и печальный вид, испытывая угрызения совести от занятий блюзом - неправедным для баптистского священника и верующего человека делом.

Они ругались и спорили постоянно, Сон Хаус позже в интервью не говорил о Паттоне иначе, как о "говнюке и засранце" (непечатные выражения приводить не будем), но факты упрямы - первые записи Хауса в 1930 году сделаны, когда именно Паттона пригласили на запись в "Парамаунт", а Сон Хаус записался как бы заодно.

Эти три пластинки на 78 оборотов в минуту ("My Black Mama," "Preachin' the Blues," и "Dry Spell Blues," ) признаны шедеврами, являются чрезвычайно дорогими коллекционными редкостями и слушатели до сих пор от них в восторге, несмотря на чудовищный шум и треск при их проигрывании.В тогдашней тотальной слезливой попсятине мощный акустический кантри-блюз Хауса был кирпичом , влетевшим в стеклянное окно муз индустрии. После этого - опять забвение, более десяти лет никаких записей, пение блюза где попало вперемежку с работой трактористом.

Пластинки "Парамаунта" и восхищенные воспоминания Мадди Уотерса привели Алана Ломакса из Библиотеки Конгресса в 1941 году к дверям дома Сона Хауса с "портативной" (весом более 300 фунтов, более 100 кг) звукозаписывающей аппаратурой, Сон в 39 по прежнему пел, был в отличной форме, но уже без своего шумного компаньона (Паттон умер в 1934). Сон Хаус записался и соло, и с небольшим оркестром, но сразу после записи опять исчез из поля зрения на двадцать три года, да еще с 1948 по 964 год не играя блюз вообще.

Он переехал в Рочестер, работал официантом на железной дороге и потихоньку спивался, пока в 1964 году его опять не нашли молодые энтузиасты блюза и не привели в должные кондиции (опять первоклассные !) для выступлений на блюзовых фестивалях и семинарах. На волне блюз-фолк бума середины 60х Сон с большим успехом входит в одну и ту же воду в третий раз, записав несколько пластинок, включая отличный материал "Коламбии" Он играет в 1968 году джем с еще молодым Бадди Гаем и хотя старый мастер называет новый блюз "тявканьем обезьян", его гитара "добро" и акустическая гитара Бадди говорят на одном языке.

Пока был жив этот великий исполнитель Дельты, нигде и никто не отваживался назвать или назваться Королем Блюза. В начале 70х на него набрасываются болезни Альцгеймера и Паркинсона, он забывает тексты песен и трясущиеся руки не могут играть на инструменте, в 1976 он перестает выступать окончательно. Еще 12 лет Сон Хаус тихо существует в Детройте.Он прожил 86 лет, умер от рака горла. Его блюз закончился 19 октября 1988 года. Да он сам весь был настоящим блюзом.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мои "пираты". Список компактов, блюз и блюз-рок

Ronnie Earl - Healing Time

Taj Mahal - Savoy . 2023